Составитель Нагула В.В. Воспитатель МБДОУ Елочка Общение – показатель социального развития ребенка
Cлайд 2
Цель: исследовать влияние общения на социальное развитие дошкольников. Задачи: 1. Рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста. 2. Познакомиться с развитием общения дошкольников. 3. Раскрыть проблемы нарушения в общении детей дошкольного возраста и пути их коррекции.
Cлайд 3
Социализация - усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Cлайд 4
Основные особенности современной социализации подрастающего поколения: длительность протекания, что связано, прежде всего, с изменением статуса детства. гуманистическая направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества. появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества. стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Этапы социального развития ребенка Младенчество : потребность в другом человеке. Это внимание, интерес к другому человеку; эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Ранний возраст: познание окружающего мира через действия с предметами. Практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами. Дошкольный возраст: познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками.
Cлайд 8
Этапы развития отношений: 1. Отсутствие какого-либо отношения к людям, миру и себе. 2. Этап становления у младенца деятельности общения с взрослыми. 3. Узнавание знакомых взрослых, повышение познавательной активности. 4. Взрослый – субъект предметно-манипулятивной деятельности. 5. Взрослый – пример для подражания, возникает особого рода сотрудничество. 6. Появляется линия отношений со сверстником. 7. Восприятие взрослого происходит в связи со своей игровой практикой. 8. Обостряется потребность в теоретическом познании предметной деятельности, как следствие – сотрудничество с взрослыми. 9. Выдвигаются на первый план собственные личностные качества. Развивается отношение к сверстникам.
Cлайд 9
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей. Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.
Cлайд 10
Критерии общения. 1. Внимание и интерес к другому человеку. 2. Эмоциональное отношение к другому человеку. 3. Инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. 4. Чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
Cлайд 11
Свойства общения. Общение есть взаимонаправленное действие; Общение подразумевает активность каждого из его участников; Участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению; Каждый из участников этого процесса выступает как личность.
Cлайд 12
Основные функции общения:
Cлайд 13
ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – ПРИСУЩЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ, И В КАЧЕСТВЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО УСЛОВИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ РЕЧИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА. ЭТО ОБЩЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ МИМИКИ, ЖЕСТОВ И ПАНТОМИМИКИ.
Cлайд 14
Основные категории средств общения: 1. Экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); 2. Предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения;); 3. Речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики ).
Cлайд 15
ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ-
Cлайд 16
Функции речи: а) Речь – наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми (межиндивидуальная функция), б) Речь служит орудием осуществления многих психических функций (внутрииндивидуальная функция), в) Речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации (общечеловеческая функция).
Cлайд 17
Роль общения в психическом развитии ребенка впервые рождается внутренний мир; формируется его сознание и самосознание; строится его личность происходит реальное развитие всех сторон его психики.
Cлайд 18
Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом: 1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; 2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей; 3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; 5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; 6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
Cлайд 19
Cлайд 20
Изменение характера общения в дошкольный период Возраст ребенка Характер общения 2-3 года Гораздоважнее общаться со взрослыми иигратьс игрушками 4 года Резковозрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенокпредпочитаетодиночные игры 6 лет Появляютсяизбирательные привязанности, возникает дружба и более устойчивые, глубокие отношения между детьми
Cлайд 21
Этапы развития потребности в общении ребенка со взрослым. А – потребность во внимании и доброжелательности взрослых. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. Б – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. В – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей. Г – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих отношений.
Cлайд 22
Формы общения ребенка со взрослым: Ситуативно-личностное (непосредственно - эмоциональное) общение (первое полугодие жизни) Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет) Внеситуативно-познавательное (4 - 5 лет) Внеситуативно-личностное (6 - 7 лет)
Cлайд 23
Формы общения ребенка со сверстниками: 1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками преобладает в возрасте 2-4 лет. 2. К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения. 3. В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.
Cлайд 24
Особенности общения детей со сверстниками: большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность, повышенная раскованность контактов; нестандартность и нерегламентированность.
Cлайд 25
Ребенок учится в общении со сверстниками: выражать себя; управлять другими; вступать в разнообразные отношения. В общении со взрослыми он узнает, как нужно: говорить и делать правильно; слушать и понимать другого; усваивать новые знания.
Cлайд 26
Нарушение общения детей дошкольного возраста Этапы Возраст Возможные нарушения Ситуативно– личностное или непосредственно – эмоциональное общение Младенцы (2-6мес.) Изоляция, дефицит эмоциональных контактов со взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Ситуационно - деловое К концу первого полугодия Ребенок растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в общении с окружающими. Эмоционально – практическое общение В конце второго – начале третьего года Безинициативнось, зависимость, ребенок не видит свои возможности, не выражает свои эмоции. Внеситуативно – познавательное общение 3-5 лет Снижение социальной активности, замыкание в себе, скованность, неуверенность, плаксивость, выплеск своей агрессии на сверстника. Ситуативно- деловое общение 4-5 лет Отставание в развитии этой формы общения сильно влияет на становление личности ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, враждебность, агрессивность. Задержка общения. Внеситуативно – личностное общение 5-7 лет Не усвоение нравственных законов и правил поведения. Не умение строить свои отношения со взрослыми. Не в состоянии поддержать простой разговор. Внеситуативно - деловое общение Старший возраст 6-7 лет Не осознание своих обязанностей, поступков и их последствий. Отсутствие волевого поведения.
Cлайд 27
Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.
Cлайд 28
Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений дошкольников сочетание объективных и субъективных методов. индивидуальная работа с ребенком (или с небольшой группой детей). доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым. диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. результаты диагностического обследования ни в коем случае нельзя сообщать самому ребенку и его родителям. нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик.
Cлайд 29
Направления коррекционной работы. 1. Повышение самооценки 2. Стабилизация эмоционального состояния. 3. Развитие игровых умений. 4. Становление чувства общности и причастности к другому. 5. Формирование положительного отношения к другим людям, социальных чувств и т.д.