Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Cлайд 2
Причины возникновения нарушений письма Патогенные факторы Органические причины Функциональные повреждения г.м. внутренние и внешние Наследственные факторы
Cлайд 3
Дисграфия– это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений.
Cлайд 4
Альберт Энштейн Великие дисграфики: Марк Фарадей – великий физик и математик Ханс Кристиан Андерсен Том Круз Карл XVI Густав – Шведский король. По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 20-25% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет.
Cлайд 5
Классификация форм дисграфии. в основе лежит несформированность определенных операций письма
Cлайд 6
Артикуляторно – акустическая форма дисграфии. Причины: Нарушенное звукопроизношение. Пример: нарушено произношение [ш]: Наса скола самая лучсая на свете. Несформированность фонематических представлений Нарушение слуховой дифференциации Проявления: Замены, перестановки и пропуски букв ( аналогичны тем, которые пропускаются и заменяются в устной речи). Приемы коррекции: Исправление дефектов речи; Зрительно-предупредительный диктант; Слухо - предупредительный диктант; Творческое списывание слов на определенную букву (звук). Дописывание тематических слов на определенную букву(звук). Вписывание заданных букв в текст. В на...ем …аду кра…иво. По …пели кра…ные ви…ни. На ветках ви…ят боль…ие гру…и. Деду…ка хоро…о ухаживает за …адом.
Cлайд 7
Cлайд 8
Акустическая форма дисграфии. Причины: Недифференцированность слухового восприятия; Недостаточное развитие звукового анализа и синтеза; Пример : нарушена дифференциации звуков по звонкости-глухости: Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. Нарушено различение сходных звуков С-Ц, Ч - Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы. Проявления: замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (свистящих -шипящих, звонких и глухих, соноров р- л), неправильное обозначение мягкости. Приемы коррекции: Все задания на развитие звукового анализа и синтеза. Задания на дифференциацию звуков по различным признакам.
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Причина: Нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: трудности деления предложения на слова, выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов. Примеры: Ошибки при стечении согласных: диктант-дикат, школа - кола; Пропуск гласных: Собака-сбака, дома - дма; Добавление букв: Таскали-тасакали; Пропуски, перестановки, искажения слогов; слитное написание слов, запись целого предложения в виде одного . Приемы коррекции: Выкладывание слов из разрезной азбуки; Запись слова с проговариванием; Вставить пропущенную букву;
Cлайд 16
Аграмматическая форма дисграфии. Приемы коррекции: Отработка навыков правильного образования форм слов, согласования слов. Работа с деформированными текстами ( составление предложений из слов в начальной форме). Вставить в предложение слово вместо картинки. Например: Девочка сорвала Проявления: Искажение морфологической структуры слова; Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении Причины: - недоразвитие грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений; -нарушение синтаксического оформления речи; - билингвизм (двуязычие). Примеры: Захлестнула - нахлестнула; Козлята – козленки; Над столом – на столом; Много деревов; Дети бежит.
Cлайд 17
Cлайд 18
Оптическая форма дисграфии. Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений; Проявления: Замены и искажения графического и моторного образа буквы; Зеркальное письмо; Приемы коррекции: Детальный разбор элементов буквы; Развитие зрительного восприятия. При зеркальном письме: Медленное продвижение по строке в правильном направлении; Обведение букв, сравнение с неправильно написанными; Нахождение правильно написанных букв среди неправильных.
Cлайд 19
Cлайд 20
Указать правильно написанную букву Я , Р , Ч , К , З .
Cлайд 21
Cлайд 22
Найти, среди сходных по начертанию букв, нужную. Х, К, Ж, Т, П, Н, Г, Ш, Щ, Ц, Л, М, О, С, Э.