Код презентации скопируйте его
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте» Учитель русского языка и литературы МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области Рыжикова Р.Е.
Цели урока: Обучающая - повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи; - дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте; - познакомить с градацией как средством выразительности речи.
Цели урока: Развивающая - создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации); - обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
Цели урока: Воспитывающая - воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь; - воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
Актуализация опорных знаний Что такое синонимы? Виды синонимов: Лексические Стилистические Контекстные (контекстуальные)
Проверка усвоения сформированных умений Лексические синонимы Задание №1 Подберите синонимы к данным словам: настоящий конечно Отечество красивый
Задание №2 В какой строке слова близки по своему лексическому значению? карандаш, стол, лампа ученик, школа, портфель сад, лес, берёза дом, изба, лачуга
Задание №3 Какие слова НЕ являются синонимами? печально – грустно советовать – рекомендовать эффектный – эффективный отличный – великолепный
Задание №4 Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении. ТЕКСТ: Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. Из рассказа В.П. Астафьева
Задание №5 О чём рассказывает автор? Каково лексическое значение слова «кедрач»? А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? Какова роль синонимов в последнем предложении? Какая картина возникает в нашем воображении?
Роль синонимов в тексте Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги. Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.
Стилистические синонимы Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности: лицо, лик, рожа; ныть, жаловаться, стенать; идти, шествовать, брести; идти, шествовать, брести; постичь, понять, уразуметь.
Прочитайте текст Дракон В дверь диетической столовой Вошёл дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, халвы. Для этой пасти – Прочие сласти. Для этой головки – Перловки. Для этой глотки – Селёдки. Для этой башки – Пирожки. Для этой рожи – То же. Для этого личика – Два сдобных куличика. Что ещё? Лимонада бутылку, Семь салфеток, ножик и вилку. В. Берестов.
Вопросы и задания к стихотворению Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это. Какую роль выполняют стилистические синонимы?
Роль стилистических синонимов позволяют определить стилистическую принадлежность текста; позволяют понять авторское отношение к описываемому
Контекстные синонимы В стихотворении три ряда лексических синонимов: Голова - головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.
Синонимы используются как средство выразительности Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский)