МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №117» Классный час для 5-6 классов « Все мы разные». Понятие толерантности социальный педагог МБОУ СОЩ №117 Горбунова Н.А. 2011г.
Cлайд 2
« Все мы разные». Цель: Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми ( индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению). Задачи: Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться видеть различия между людьми и воспринимать это как положительный факт.
Cлайд 3
Игра №1. Знакомство. « Звали, зовут, будут звать». « Когда я был маленьким, меня звали Вовочка, в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Иванович.»
Cлайд 4
Игра №2. Сходство и различия». «СХОДСТВА» и «РАЗЛИЧИЯ». Вопросы для обсуждения: Как влияют сходства и различия на жизнь людей? Национальность влияет на взаимоотношения людей? Лица каких рас и национальностей вам трудно различить? Какие религии вы знаете? Разные вероисповедания объединяют или разъединяют? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека? Как общаются между собой старые и молодые?
Cлайд 5
Выводы: О человеке судят по его профессии, отношениях в семье и окружающими. Выделяют особенности речи, умение ясно выражать свои мысли. Люди различны, различна их культура. Отчужденность, враждебность в непринятии другой культуры весьма распространенное явление в нашей жизни. Возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Cлайд 6
Игра № 3. « Кто я?» Жизнь – театр, у каждого свои роли. Запишите на листочке: Кто я? Напишите свои жизненные роли: ученик, сын, внук, помощник, покупатель и др.
Cлайд 7
Ситуация: Если вы попали мячом в стекло и разбили его. Что скажет мама? Что скажет соседка? Просто все воспринимают нас по - разному. А как мы себя ведем по отношению к чужим людям, родственникам? Поможем соседке донести тяжелую сумку? А если мама попросит пропылесосить комнату? Вывод: Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.
Cлайд 8
Историческая справка В ХVIII – X I X веке во Франции жил князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что и при Наполеоне и при короле Людовике оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего отличался умением учитывать настроение окружающих, уважительном к ним отношении, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранял свои собственные принципы, стремясь к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Cлайд 9
«Декларация принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» «Толерантность» означает : на испанском языке способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; на французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; на английском – готовность быть терпимым, снисходительным; на китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; на арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; на русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Cлайд 10
Толерантность Прощение Уважение прав других Сотрудничество, дух партнерства Уважение человеческого достоинства Милосердие Сострадание Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению Принятие другого таким, какой он есть