Код презентации скопируйте его
 Цель урока: учащиеся должны познать специфические особенности культуры Киевской Руси, в чём заключается её феномен, её тесная связь с церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси, вырабатывать навыки системно-научного подхода к истории культуры России.
    
    Цель урока: учащиеся должны познать специфические особенности культуры Киевской Руси, в чём заключается её феномен, её тесная связь с церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси, вырабатывать навыки системно-научного подхода к истории культуры России.
 Основные понятия: культура, летопись, фольклор, былины, крестово-купольное строение, скань, зернь, чернь, филигрань.
    
    Основные понятия: культура, летопись, фольклор, былины, крестово-купольное строение, скань, зернь, чернь, филигрань.
 План лекции. 1.культура древних славян. 2.Культура Руси 10 –начала 13 в. -письменность, грамотность, школы; летописи; Литература; Архитектура; Искусство; Фольклор; Быт народа. 3. Общая характеристика и значение культуры Киевской Руси.
    
    План лекции. 1.культура древних славян. 2.Культура Руси 10 –начала 13 в. -письменность, грамотность, школы; летописи; Литература; Архитектура; Искусство; Фольклор; Быт народа. 3. Общая характеристика и значение культуры Киевской Руси.
 Что такое культура? Культура – всё, созданное человеческим обществом ,благодаря физическому и умственному труду людей, всё, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.
    
    Что такое культура? Культура – всё, созданное человеческим обществом ,благодаря физическому и умственному труду людей, всё, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.
 Два культурных потока: А).Культура старого языческого мира: - народные обычаи, - поверья, - обряды, - песни и танцы. Б). Культура христианская: мощное влияние Церкви на развитие литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.
    
    Два культурных потока: А).Культура старого языческого мира: - народные обычаи, - поверья, - обряды, - песни и танцы. Б). Культура христианская: мощное влияние Церкви на развитие литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.
 Письменность. а) узелково-языческая письменность : её знаки передавались с помощью узелков, завязанных на нитях и замотанных в книги-клубки («узелки на память», « нить повествования», клубок Бабы-Яги…) б) Кирилл и Мефодий- реформаторы уже существовавшей славянской письменности. Их труд невозможно переоценить – оба они канонизированы Православной Церковью (равноапостольны).
    
    Письменность. а) узелково-языческая письменность : её знаки передавались с помощью узелков, завязанных на нитях и замотанных в книги-клубки («узелки на память», « нить повествования», клубок Бабы-Яги…) б) Кирилл и Мефодий- реформаторы уже существовавшей славянской письменности. Их труд невозможно переоценить – оба они канонизированы Православной Церковью (равноапостольны).
 Грамотность. Школы. - узелково-языческая письменность была очень сложной, доступной лишь избранным; - берестяное письмо было очень распространено в Древней Руси. - Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности писцы, переводчики сначала из Византии, потом появились свои грамотеи, обучавшиеся при церквах, монастырях.
    
    Грамотность. Школы. - узелково-языческая письменность была очень сложной, доступной лишь избранным; - берестяное письмо было очень распространено в Древней Руси. - Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности писцы, переводчики сначала из Византии, потом появились свои грамотеи, обучавшиеся при церквах, монастырях.
 Летописи. Летописи – погодные изложения важных событий на Руси позднее – высокохудожественные исторические произведения, отражавшие взгляды автора на русскую и мировую историю, их философские и религиозные размышления.
    
    Летописи. Летописи – погодные изложения важных событий на Руси позднее – высокохудожественные исторические произведения, отражавшие взгляды автора на русскую и мировую историю, их философские и религиозные размышления.
 Важнейшие из летописей: 1). Авторы, работавшие при Десятинной церкви О деянии князей: о Рюрике, о мести Ольги, о походах Святослава, о Владимире. 2). Вторая летопись при Ярославе Мудром Автор выступает как составитель, редактор и идеолог, имеющий собственную точку зрения. 3).Третий летописный свод Составитель знаменитый Иларион, ставший монахом Никоном. 4). « Повесть временных лет» 12 век, составитель монах Киево-Печёрского монастыря. 5). При Владимире Мономахе летопись была переписана. Автор игумен Сильвестр особо подчеркнул деяния князя.
    
    Важнейшие из летописей: 1). Авторы, работавшие при Десятинной церкви О деянии князей: о Рюрике, о мести Ольги, о походах Святослава, о Владимире. 2). Вторая летопись при Ярославе Мудром Автор выступает как составитель, редактор и идеолог, имеющий собственную точку зрения. 3).Третий летописный свод Составитель знаменитый Иларион, ставший монахом Никоном. 4). « Повесть временных лет» 12 век, составитель монах Киево-Печёрского монастыря. 5). При Владимире Мономахе летопись была переписана. Автор игумен Сильвестр особо подчеркнул деяния князя.
 Литература Иларион « Слово о Законе и Благодати» Выдающаяся роль христианства в становлении Руси.
    
    Литература Иларион « Слово о Законе и Благодати» Выдающаяся роль христианства в становлении Руси.
 Летописец Нестор. « Повесть временных лет» Пронизана гордостью за свой народ,Родину. Владимир Мономах. « Поучение детям» Одно из самых любимых произведений многих поколений Неизвестный автор «Слово о полку Игореве» Поэма,пронизанная призывом к единству Русской Земли. Монах Иаков « Память и похвала Владимира» Роль князя Владимира –государственного деятеля.
    
    Летописец Нестор. « Повесть временных лет» Пронизана гордостью за свой народ,Родину. Владимир Мономах. « Поучение детям» Одно из самых любимых произведений многих поколений Неизвестный автор «Слово о полку Игореве» Поэма,пронизанная призывом к единству Русской Земли. Монах Иаков « Память и похвала Владимира» Роль князя Владимира –государственного деятеля.
 Древнерусские афоризмы. Рана от верного друга достойнее , чем поцелуй врага. Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собою. Завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул её. Получив добро, помни, а сделав, забудь.
    
    Древнерусские афоризмы. Рана от верного друга достойнее , чем поцелуй врага. Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собою. Завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул её. Получив добро, помни, а сделав, забудь.
 Живопись, скульптура, музыка. Языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы. Христианское искусство воспевало Бога, подвиги святых апостолов, Деятелей Церкви.
    
    Живопись, скульптура, музыка. Языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы. Христианское искусство воспевало Бога, подвиги святых апостолов, Деятелей Церкви.
 Ювелирное дело: Скань – филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из золотой проволоки. Зернь –разновидность сани: мелкие золо тые или серебр. шарики, напаянные на орнамент.
    
    Ювелирное дело: Скань – филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из золотой проволоки. Зернь –разновидность сани: мелкие золо тые или серебр. шарики, напаянные на орнамент.
 Закрепление. Тест. 1. Какое событие связано с братьями Кириллом и Мефодием: а)создание славянской письменности, б)создание «Слова о полку Игореве», в)издание первой печатной книги.
    
    Закрепление. Тест. 1. Какое событие связано с братьями Кириллом и Мефодием: а)создание славянской письменности, б)создание «Слова о полку Игореве», в)издание первой печатной книги.
 Тип церковной постройки, пришедший на Русь из Византии: а) шатровый, б) барокко, в) крестово-купольный.
    
    Тип церковной постройки, пришедший на Русь из Византии: а) шатровый, б) барокко, в) крестово-купольный.
 3. Одно из крупнейших литературных памятников домонгольской Руси: а) «Хождение за три моря», б) «Задонщина», в)» Поучение детям»
    
    3. Одно из крупнейших литературных памятников домонгольской Руси: а) «Хождение за три моря», б) «Задонщина», в)» Поучение детям»
 4. Одним из авторов «Слова о Законе и Благодати» является: а) Летописец Нестор, б) монах Иаков, в) Иларион.
    
    4. Одним из авторов «Слова о Законе и Благодати» является: а) Летописец Нестор, б) монах Иаков, в) Иларион.