Теоретико-практические основания метода проблемно-поисковый анализ; прагматическое обучение; ориентацию на создание ситуаций выбора (обучение с учетом вариативности); обучение через анализ собственного опыта.
Cлайд 3
Обучающий цикл Д.Колба как теоретическое основание метода изучение конкретной ситуации (ориентации на конкретный опыт); анализ ситуации (рефлексия, осмысление); формирование выводов, оценок, обобщения (концептуализация опыта); разработка плана управленческих действий (активное экспериментирование).
Cлайд 4
Case-study – конкретные ситуации для обучения конкретные ситуации (КС) представляют собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КС – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
Cлайд 5
Case-study – конкретные ситуации для обучения КС – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
Cлайд 6
Чем кейс отличается от проблемной ситуации? кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде; участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую управленческую модель его реализации.
Cлайд 7
Общие подходы к конструированию кейсов реальность событий представление событий в динамике на протяжении определенного временного отрезка, четкое определение хронологии события;
Cлайд 8
Общие подходы к конструированию кейсов ситуация описывается в событийном стиле, с широким применением конкретных образов, метафор, в ней должна присутствовать «определенная интрига», выступающая дополнительным источником мотивации к образовательному процессу
Cлайд 9
Общие подходы к конструированию кейсов достаточность материала для его последующего анализа; возможность выделения в ситуации управленческой проблемы, представляющей интерес для обучающихся и порождающей новое знание в области того или иного аспекта содержательной программы
Cлайд 10
Методические рекомендации к кейсу рассматриваются примерные вопросы по данному кейсу; определена целевая группа, цели преподавания; представлен анализ проблем и их концептуальное обоснование; предлагается конкретная методика работы с группой.
Cлайд 11
Происхождение кейсов Большинство учебных ситуаций основывается на исследованиях автора «кейса», то есть его посещении конкретной организации. Используется реальная информация о деятельности фирмы. В качестве дополнительной или альтернативной информации могут быть использованы материалы, опубликованные в печати (газеты, журналы, другие издания).
Cлайд 12
Виды кейсов для системы повышения квалификации классический кейс - развернутое описания ситуаций, содержащее от 5 до 500 страниц информации; сокращенными описаниями конкретных ситуаций, в которых предельно конкретизирована учебная проблема; кейс, представленный в форме видеоматериала; описание случая из жизни, произошедшего с кем-либо из участников семинара; случай, возникший в процессе обучения; повторный случай, то есть – анализ принятого решения по конкретной ситуации.
Cлайд 13
Виды учебной деятельности ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК; АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ; ПОСТРОЕНИЕ КРИТЕРИЕВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ; ВЫРАБОТКА КОНКТРУКТИВНЫХ ИДЕЙ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Cлайд 14
Возможные учебные действия на базе кейса выявление причин, источников, движущих сил процесса, содержащегося в конкретной ситуации; структурирование, построение моделей описания ситуации; анализ и сопоставление отдельных данных в описании КС; выявление проблемы, содержащейся в КС; построение сценариев возможного развития КС;
Cлайд 15
Возможные учебные действия на базе кейса выработка критериев и показателей разрешения проблемы; разработка методов возможного решения проблемы; разработка практических управленческих действий по решению проблемы; построение описания аналоговых КС из собственной управленческой практики.
Cлайд 16
Дополнительные возможности кейса в учебном процессе Мотивация участников семинара Иллюстрация конкретной идеи или метода Аргументация утверждения
Cлайд 17
Кейс-метод на практике Предварительный индивидуальный анализ кейса Анализ кейса в малых группах (выявление проблемы) Групповая дискуссия по спорным вопросам кейса
Cлайд 18
Кейс-метод на практике Проектирование, моделирование (критерии, идеи, проекты решений) – индивидуально и в малых группах Защита проектов в группе в соответствии с выработанными критериями Итоговый анализ процесса работы (групповой или индивидуальный)
Cлайд 19
Преимущества метода. Участники учатся системному мышлению рассматривать любую ситуацию во всех ее составляющих и взаимосвязях; выявлять движущие силы и этапы протекания любого процесса; строить структурные модели в отношении любой ситуации; понимать, что в становлении любой системы может наступать момент, когда ее развитие может существенно измениться; различать управляемые процессы и те процессы, управление которыми затруднено; «выходить за рамки системы» для того, чтобы понять подлинную причину происходящего или увидеть возможное решение
Cлайд 20
Риски при работе с кейсами кейсы очень трудно «сочинять», качественный кейс требует серьезных исследований, особой культуры изложения; с кейсами трудно работать, тьютор должен обладать значительным опытом в применении кейсов, работа с одним и тем же кейсом в разных аудиториях может протекать совершенно по-разному;
Cлайд 21
Риски при работе с кейсами при работе с кейсами участники семинара могут испытывать существенные затруднения, неудачи в ходе аналитической работы могут снижать мотивацию;
Cлайд 22
Риски при работе с кейсами свободные дискуссии, которые применяются в группе – могут увести участников от проблемы к решению других вопросов, показавшихся аудитории более интересными; работа с кейсом требует существенных затрат времени, в условиях его постоянного дефицита – велик риск замены кейс-метода иллюстративной составляющей.
Cлайд 23
Цели и задачи проекта: Создание пакета кейсов к действующему комплексу учебно-методических пособий для повышения квалификации администраторов системы профессионального образования.
Cлайд 24
Структура апробируемых кейсов Введение Текст кейса Информационные Приложения Методические рекомендации Глоссарий Библиография для тьютора