Индивидуальный образовательный маршрут педагога ОРКСЭ Русецкая М.А., заместитель директора по ВР НОУ СОШ «ЧаШа», учитель ОРКСЭ
Cлайд 2
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школа образование 10 км/ч Политика закон очень медленно
Cлайд 3
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школа образование 10 км/ч Политика закон очень медленно
Cлайд 4
Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школа образование 10 км/ч Политика закон очень медленно
Cлайд 5
Модернизация российского образования в условиях быстрой смены различных технологий предполагает осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта; способность увидеть свой профессиональный труд в целом; быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями; требует от педагога перехода к «режиму саморазвития» (академик РАО Новиков А.М);
Cлайд 6
ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА, НО ПРИЗВАНО ОПЕРЕЖАТЬ ДРУГИЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА Образование должно быть фактором развития общества Внедрение развивающих технологий (изменение технологий – это смена целевых установок, ценностных ориентаций) Готовность и умение учителя перестраивать профессиональную деятельность (идеология развития – саморазвитие) (Н.Г. Разова, Е.Н. Денисова «Профессиональные компетенции»)
Cлайд 7
ИОМ как путь педагогического саморазвития Индивидуальный Образовательный Маршрут (ИОМ); Альтернативная технология индивидуальных методических маршрутов на базе ресурсов платформы «Intel ® Учителя будущего».
Cлайд 8
Профессионализм = образованность + компетентность Высокообразованный человек - специалист в своей области, человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками.
Cлайд 9
Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания.
Cлайд 10
Внепрофессиональная или надпрофессиональная компетентность Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это диалогическое умение или коммуникабельность, навыки сотрудничества и т. д.
Cлайд 11
Компетенция соответствие, соразмерность (пер. с лат.); круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом; совокупность индивидуальных и профессиональных характеристик работника, определяющих качественное выполнение работы (Г. Сартан);
Cлайд 12
Компетенция знания в действии (Э.Ф.Зеер); знания + опыт; предметная область в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности (президиум Совета МГУ им. М.В. Ломоносова); Компетенция – одна из составляющих компетентности.
Cлайд 13
знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям) знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) Компетенции и навыки (Европейский проект TUNING)
Cлайд 14
Что такое компетентность? овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (И.А.Зимняя) - НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ; состоявшееся качество личности (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (А.В.Хуторской) способность действовать в ситуации неопределённости; общая интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки для выполнения деятельности в определенной области;
Cлайд 15
Формулировка компетенций 1. Использование глаголов в неопределенной форме: «понимать», «иметь» (научное представление), «владеть», «уметь», «обладать» (способностью), «быть» (готовым, подготовленным), «знать», (стремиться) «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), «выражать» и т.д.
Cлайд 16
Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала Учитель - профессионал – это мастер, новатор, исследователь, индивидуальность; стремящийся к саморазвитию; ориентированный на педагогические поиски «от ученика» и для ученика (личностно-ориентированный); новатор, находящий и внедряющий новое, исследователь; мастер, владеющий багажом современной науки; создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке…
Cлайд 17
Диагностика уровня педагогической компетентности Экспертная качественная оценка уроков; Качественная самооценка уроков; Наличие собственных методических разработок; Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность; Анализ учебных достижений учащихся; Работа на профессиональных семинарах; Самоанализ, востребованность профессионального роста.
Cлайд 18
Обобщение и представление своего опыта работы Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности по методам, по форме, по содержанию Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах выступления, мастер-классы, семинары, конференции Публикации; Портфолио достижений Диагностика уровня профессиональной компетентности
Итог ИОМ как личной программы профессиональное развитие - повышение профессиональной компетентности
Cлайд 21
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг первый Первый шаг в составлении ИОМ – проведение самообследования арсенала собственного опыта. Рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности обычно делается в виде эссе или монографического самоотчета (перечень того, что имеем).
Cлайд 22
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг второй Второй шаг – планирование самообразования, 1) в первую очередь – в рамках Интернет как наиболее доступной и дешевой формы повышения уровня педагогических компетенций;
Cлайд 23
К сведению: курсы повышения квалификации аудиторное количество в течение 5 лет должно быть не менее 108ч., может складываться из нескольких составляющих через модульные курсы в разных институтах, имеющих лицензию повышения педагогической квалификации;
Cлайд 24
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг третий Методическая работа: - освоение новых технологий для развития профессиональной компетентности (проектировочные семинары, деловые и ролевые игры, дебаты, тренинги…); - посещение и взаимопосещение занятий в ОУ и за рамками ОУ; - работа с научно-методической литературой; - планирование участие в ШМО, в профессиональных сообществах…
Cлайд 25
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг четвертый Планируемые результаты (продукты) педагогической деятельности: презентации для выступлений на педсоветах, семинарах, разработка проектов; составление сценариев праздников и иных воспитательных мероприятий; написание статей, оформление занятий (технокарты, конспекты, видео и пр.материалы);
Cлайд 26
участие в создании банка научно-методических разработок разного уровня; освоение пакета педагогических диагностик; написание методических рекомендаций; подготовка и проведение открытых уроков, мастер-классов, заседаний творческих групп; оформление собственного портфолио…
Cлайд 27
Алгоритм составления ИОМ (5 шагов). Шаг пятый составление карты ИОМ, выполненной в виде таблицы или плана работы Приложение к статье Фрагмент плана: Обновление теоретических педагогических знаний