Урок развития речи. Описание предмета. Цели: подробно познакомить учащихся с описанием; развивать «приём напряжённого зрения», учить всматриваться в предметы, а не скользить по ним; воспитывать интерес к художественным описаниям предметов.
Cлайд 2
Работа с текстом Описание Васьки. Котичек-коток, серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные! - Выразительно прочитайте текст. -Докажите, что этот рассказ замечательный педагог и писатель К. Ушинский сделал для маленьких детей.
Работа над описанием. Докажите, что наш Васька имеет весь набор физических, внешних признаков. Цвет – серый, лапки мягкие, бархатные, коготки острые, ушки чуткие, усы длинные, шубка шёлковая. -Какая часть речи помогает описать внешность? Прилагательное. Какой у него характер? Ласкается, выгибается, виляет, закрывает, поёт… Какая часть речи помогает передать характер котика? Глагол.
Cлайд 5
-Какая идея, т. е. мысль, заложена в описание котика? Описан, чтобы мы испытывали умиление или проникли в сущность кошачьей породы? -Прочитайте вслух 2-й абзац. Как изменился бы внешний портрет Васьки? Пофантазируйте! Глаза стали бы большими, лапки из мягких превратились бы в стальные, когти бы выпустил. -Что же главное хотел показать автор в Ваське? Его внешнее обаяние и внутреннее коварство.
Cлайд 6
Как рождается описание «Лень зрения» - невнимательность к окружающему миру . «Приём напряжённого зрения» - это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. Пантелеймон Романов
Cлайд 7
Кресло (объект, предмет речи)
Cлайд 8
Пояснение слов Инкрустация - украшение, выполненное способом инкрустирования. Инкрустировать – украсить, врезывая узоры, рисунки в изделия из иного материала (обычно на одном уровне с поверхностью изделия. И. металлом по дереву. Аляповатое - грубо, неискусно и безвкусно сделанный.
Cлайд 9
Кресло. На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло, Александровских времён кресло, красного дерева, с отлогой спинкой и … инкрустациями, работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где-нибудь в богатом поместье, и теперь, пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого-нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его, как старого инвалида, на морозе.
Cлайд 10
Домашнее задание: составить план описания примерно такой, как мы делали с креслом: I вариант – веника, II- пылесоса. А из этого плана родиться чудо-описание - рассказ.