Урок для 3-его класса «Правописание родовых окончаний имен прилагательных» Информационно-коммуникативные технологии Цели образовательные: - сформировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; - научить распознавать имена прилага-тельные в тексте; - установить связь имен прилагательных с именами существительными; - научиться определять род и число; развивающие: - развить внимание и логическое мышле-ние учеников; - научить работать с толковым словарем, расширить словарный запас детей;
Cлайд 2
воспитательные: - воспитать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к своей родине; - научить детей толерантно выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п. Оборудование Мультимедийный проектор, компьютер, экран; аудиозапись спокойной музыки, таблицы-слайды по теме, кроссворд; карточки со словарными словами; эмблемы с улыбками (индивидуально для каждого); толковый словарь Ожегова. ХОД УРОКА Организационный момент. Звучит спокойная музыка. На экран выводится слайд: Учитель говорит, дети хором повторяют. Я- свет. Я – любовь. Я – мир и согласие. Я не буду бояться никого и ничего. Я буду делить любовь с теми, кто меня любит. Ибо любовь – всепобеждающая.
Cлайд 3
Сообщение темы урока. Учитель: Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Дети: интересным, веселым, познавательным, занимательным. Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из частей речи, и важно помнить о том, что мы семья. Ребята, какие чувства, мысли, ассоциации у вас возникают со словом «семья»? Дети: Дружная, крепкая, хорошая, любящая… Учитель: Пожалуйста запишите эти слова на доске. Выходят несколько учеников к доске и записы-вают слова. Учитель: Семья нашего класса еще и многонациональная. Этим словом учитель заканчивает запись на доске. Учитель: Как вы понимаете слово «много-национальная»? Дети: В нашем классе учатся ребята разных национальностей… Учитель: Что общего в данных словах? Дети: Все это имена прилагательные.
Cлайд 4
Учитель: Это прилагательные единственного числа. Что такое имя прилагательное? Дети: Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Физкультминутка. Учитель: Я тетрадь сейчас открою, И, как надо, положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Дети выполняют соответствующие действия. Минутка чистописания. На экран выводится следующий слайд: Учитель: Какие соединения мы сегодня повторяем? Дети: Это окончания имени прилагательного. АЯ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ЫЯ, ИЯ
Cлайд 5
Учитель: Сегодня мы будем говорить о прилагательном и узнаем, когда эти окончания употребляются. Учитель выводит на экран слайд с текстом: Учитель: Прочитайте текст. Дети читают. Учитель: Это цитата римского философа. Как вы понимаете его смысл? Выскажите свои мысли. Дети: Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливыми и с понима-нием относиться к людям, которые любят только себя. Учитель: Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки. Спишите это высказывание к себе в тетрадь. Писать нужно каллиграфи-чески, обращая внимание на правильное соединение букв. Будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе. Плиний
Cлайд 6
V. Словарная работа. Учитель: Давайте заполним кроссворд, записанный на доске. Учитель открывает створку доски и перед детьми предстает кроссворд. Учитель: Слово под номером 1. От суще-ствительного привет образуйте прила-гательное мужского рода. Дети: Приветливый. Учитель: Слово под номером 2. Запишите антоним к слову до свидания. Дети: Здравствуйте. Учитель: Слово под номером 3. Запишите синоним к прилагательному красивый, пригожий женского рода. Дети: Прекрасная.
Cлайд 7
Учительница: Четвертое слово. Пословица. Вставьте пропущенное слово, слово будет в единственном числе. «В каком ________ живешь, такого обычая и держишься». Дети: Народ. Учитель: Слово под номером 5. Совокуп-ность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. Дети: Коллектив. Учитель: Вот мы и заполнили кроссворд. Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные. А теперь давайте прочитаем ключевое слово. Дети: Терпение. VI. Творческая работа. Учитель: Составьте небольшой текст по теме «Родина моя, гордость моя. Мой край, любимый край.» На работу детям отводится 10 минут. Затем дети всех национальностей, представленных в классе, читают свои работы вслух. Учитель: Назовите использованные в ваших работах имена прилагательные.
Cлайд 8
Дети: Солнечная, красивая, гордая, зеленая, морской, мужественный, жизнерадост-ный, сильные, спокойная… Учитель: Для чего употребляют в речи имена прилагательные? Дети: Имена прилагательные употребляют для того, чтобы речь была более точной и красивой. Учитель: Назовите грамматические признаки прилагательных. Дети: Прилагательные изменяются по родам и числам. Например: хороший друг, заботливая мама, радостное событие. Учитель: Как определить род имени прилагательного? Дети: Род имени прилагательного определя-ется по роду имени существительного, с которым оно связано. Выборочный диктант. Учитель: Послушайте предложения и выпишите словосочетания (прилага-тельное + существительное) в таблицу. «Доброта – это прежде всего хорошее чувство к окружающим. Дома нас окружают самые дорогие нам люди. Счастье – это здоровая душа, потому что когда человек здоровый, добрый, отзывчивый и ласковый, он
Cлайд 9
всегда будет счастливым. Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлива видеть здесь своих друзей. Ранняя весна пришла на нашу кубанскую землю.» Учитель делает на доске комментированную запись словосочетаний с объяснением. Учитель: Куда вы отнесли словосочетание «самые дорогие люди»? Дети: Это прилагательные множественного числа. Учитель: Что вы знаете о них? Дети: Прилагательные множественного числа не изменяются по родам. Дети: (по таблице самостоятельно делают вывод): Прилагательные мужского рода имеют окончания –ый, -ий, -ой; женского рода –ая, -яя; среднего рода –ое, -ее. М.Р. Какой? Ж.Р. Какая? Ср.Р. Какое?
Cлайд 10
VIII. Физкультминутка. Учитель называет словосочетания. Если словосочетание мужского рода – прыгает первый ряд; женского рода – прыгает второй ряд; среднего рода – прыгает третий ряд. IX. Закрепление изученной темы. Упражнение в правописании родовых оконча- ний имен прилагательных. Учитель: Составьте и напишите три цепочки словосочетаний в соответствии с темой урока со словами солнечный, радостный, хороший, мирный. Например: мирный человек, мирное небо, мирная страна. Обобщение. Учитель: Что нужно сделать, чтобы правиль-но написать родовые окончания имени прилагательного? Дети: 1. Найти существительное, с которым оно связано. 2. Определить род имени существительного.
Cлайд 11
3. Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание. Учитель: Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Приведите примеры словосочетаний, соответствую-щие вашему настроению. Дети: Красивая улыбка, хороший урок, заботливый товарищ, надежный друг, веселое настроение, любимое занятие… XI. Итог. Учитель: Ребята, в детской песне, которую вы хорошо знаете, есть замечательные слова «…поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». Я с вами делюсь своей улыбкой (учитель улыбается), и вы поделитесь улыбкой, соответствующей вашему настроению от пройденного урока. Дети выбирают «улыбки - настроения» и обмениваются друг с другом. Дети: Спасибо за урок. XII. Домашнее задание. Учитель: Напишите мини-сочинение по выбору на одну из тем: - «Доброта – это…» - «Счастье – это…» - «Мир – это когда…»