«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» (Повышение речевой компетенции учащихся как основа их успешной социализации) Авторы проекта: Шелепаева Е.Н., Медведева Н.А., преподаватели русского языка МАОУ «Гимназия №8» г. Перми
Cлайд 2
Номинация: учебно-дидактический проект Авторы: Шелепаева Елена Николаевна, Медведева Наталия Александровна, учителя русского языка и литературы Название учреждения: МАОУ ”Гимназия №8” Адрес: 614113 г. Пермь, ул. Закамская, 39; gymnasium8@rambler.ru 8(342) 252 – 18 - 57 Аннотация заявки: Данный проект направлен на развитие коммуникативных компетенций как одного из средств успешной социализации подростка.
Cлайд 3
Повторить могут даже дети, но говорить как следует не могут и многие взрослые. Скилеф Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель
Cлайд 4
Владение культурой речи – это своего рода визитная карточка человека, своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий.
Cлайд 5
Васильева Н.Е. «Ударное неударное», газета «Звезда» от 11.09.09 Век «тотального понижения гуманитарной культуры» «У наших государственных деятелей при всей их многоречивости речь отсутствует как таковая» «В школе вместо речи – мычание»
Cлайд 6
Для успешной социализации требуется владение грамотной, выразительной, адресно-выстроенной речью.
Cлайд 7
Цель проекта - повышение коммуникативной компетенции старшеклассников, которая предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям с учётом адресата, стиля.
Cлайд 8
Основные задачи проекта: познакомить учащихся с различными компонентами культуры речи; систематизировать их знания языковых норм; закрепить их коммуникативные навыки; научить отбирать необходимые средства выразительности для создания высказывания в различных речевых ситуациях; прививать навыки использования на практике знаний, полученных из разных предметных областей; познакомить учащихся с различными видами деловых бумаг, не изучаемых в рамках школьной программы, но востребованных на рынке труда (резюме, деловое письмо, реклама); воспитывать этику телефонного разговора, составления делового письма, SMS – сообщения; предоставлять выпускникам возможность осознанного выбора профессии; развивать потребность учащихся в речевом самосовершенствовании; способствовать развитию креативного мышления старшеклассников.
Cлайд 9
Проект включает в себя три периода: Подготовительный; Основной; Заключительный.
Cлайд 10
В первый период «Подготовительный» (март – июнь 2011 года) входит: диагностика коммуникативных навыков и запросов учащихся с целью корректировки плана предлагаемого курса для выстраивания индивидуальной траектории образования слушателей; разработка уроков и дидактических материалов к ним; апробация проекта в рамках работы летней сетевой площадки, мастер – класса на сайте minobr. org или сетевого проекта; коррекция программы элективного курса.
Cлайд 11
Во второй период «Основной» (август 2011 – май 2012 года) входит: оформление программы курса и дидактических материалов в виде документа Word; реализация проекта в рамках элективного курса в старших классах МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми, дистанционного обучения учащихся на мастер – классах на сайте www.minobr.org и внедрения сетевого проекта «Мастерская речевого этикета».
Cлайд 12
Третий период «Заключительный» (май - июнь 2012 года): тиражирование конспектов занятий через сайт творчески работающих учителей; выпуск итогового сборника конспектов занятий по речевому этикету для старшеклассников и педагогов; запись диска для распространения материалов курса.
Cлайд 13
Апробация проекта Мастер – класс на сайте minobr. org, летний лагерь (летняя сетевая площадка), сетевой проект, элективный курс в течение учебного года.
Cлайд 14
Ожидаемые результаты проекта Результаты проектной деятельности можно представить в следующем количественном и качественном измерении: формирование команды педагогов для преподавания курса; проведение мониторинга коммуникативных навыков слушателей по итогам курса; приобретение старшеклассниками социального опыта, необходимого для успешной реализации собственных замыслов и идей в современной ситуации; выпуск итогового сборника конспектов занятий по речевому этикету для старшеклассников и педагогов и запись диска с материалами курса.
Cлайд 15
Содержание курса Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный и эстетический. Язык и речь, функции языка. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Этико – социальные аспекты культуры речи. Этикет делового телефонного разговора. Требования к современному деловому письму. Резюме как вид рекламно – деловых бумаг. Правила переписки по электронной почте. Составление электронных писем. Особенности языка рекламы. Рекламный образ. Приемы создания рекламного образа. Композиция рекламного обращения. Рекламное имя. Рекламный текст. Слоган как часть рекламного текста. Основные приемы использования Power Point, Publisher, Adobe PhotoShop, MS Word для разработки рекламы. Требования к речи диктора, редактора, интервьюера.
Cлайд 16
Планирование № Тема Количество 1 Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический 1 час 2 Основные понятия культуры речи. Язык и речь. Функции языка. 1 час 3 Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. 1 час 4-5. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Практикум по культуре речи. 2 часа 6-7 Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Практикум по культуре речи 2 часа 8-9 Этико-социальные аспекты культуры речи. Практикум по культуре речи. 2 часа
Cлайд 17
10-11 «Хорошая речь не случайность, а результат работы и практики» Практикум по созданию монологического высказывания. 2 часа 12-13 Этикет делового телефонного разговора. Организационно – деятельностная игра. 2 часа 14-15 Что значит быть приятным собеседником. Культура речи как одно из средств успешного прохождения собеседования. Организационно – деятельностная игра. 2 часа 16-17 Требования к современному деловому письму. Практикум по составлению деловых бумаг. 2 часа 18-19 Резюме – вид рекламно-деловых бумаг. Мастер - класс по созданию успешного резюме. 2 часа 20-21 Правила переписки по электронной почте. Практикум по составлению электронных писем 2 часа 22 Семинар-практикум «Как организовать и провести интервью» 1 час 23 Значение визитки в создании имиджа человека. Правила этикета, связанные с визитной карточкой. Творческий практикум. 1 час
Cлайд 18
№ Тема Количество 10-11 «Хорошая речь не случайность, а результат работы и практики» Практикум по созданию монологического высказывания. 2 часа 12-13 Этикет делового телефонного разговора. Ролевая игра. 2 часа 14-15 Что значит быть приятным собеседником. Культура речи как одно из средств успешного прохождения собеседования. 2 часа 16-17 Требования к современному деловому письму. Практикум по составлению деловых бумаг. 2 часа 18-19 Резюме – вид рекламно-деловых бумаг. Мастер-класс по созданию успешного резюме. 2 часа 20-21 Правила переписки по электронной почте. Практикум по составлению электронных писем. 2 часа 22 Семинар-практикум «Как организовать и провестиинтервью». 1 час
Cлайд 19
№ Тема Количество 23 Значение визитки в создании имиджачеловека. Правилаэтикета, связанные с визитной карточкой. Творческий практикум. 1 час 24-25 Особенности языка рекламы. Социальная и коммерческая реклама. Практикум по составлениюслогана. 2 часа 26-27 «Работаем на радио…». Требования к речи диктора, редактора, интервьюера. Ролевая игра. 2 часа 28 Дебаты «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел». 1 час
Cлайд 20
Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я снова обрету все, что имел. Д.Уэбстер
Cлайд 21
Анализ нормативной базы Программа модернизации образования РФ; Национальная доктрина образования РФ 2000-2025; Концепция профильного обучения; Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). Федеральные образовательные стандарты (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05. 03. 04); Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для профильного и универсального обучения (приказ Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.04); Программа развития системы образования г. Перми на период до 2010 года; Модель профильного обучения в г. Перми; Типовой устав МОУ г. Перми. Существующая нормативная база позволяет нам создавать и использовать новые технологии, методы и формы, направленные на достижение современного качества образования, чтобы приблизиться к внедрению новых государственных стандартов, основанных на понятии различных компетенций, в том числе коммуникативной.
Cлайд 22
Основная литература Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. – М., 2003. Будянская И.М. Язык и стиль деловой документации (приложения): РМПЦК ПГТУ Факультет административного менеджмента, Пермь, 2000. Власов Л.В. Деловое общение. – Л., 1990. Гольдин В.И. Речь и этикет. – М., 1993. Имшинецкая И.А. Мастерская рекламы: учебное пособие, Перм. гос. тех. ун – т, 2002. Кузнецов П. Российская социальная реклама: кто виноват и что делать?// Рекламодатель: теория и практика. – 2008. - № 3, с. 86 – 93. Розенталь Г.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис Рольф, 1998. Справочник секретаря и офис – менеджера. – М., - 2002. - №0. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. – М.:ПРИОР, 1998. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути её преодоления: учебное пособие для вузов. – М., Флинта/ Наука, 2004.
Cлайд 23
Интернет – ресурсы http:// www. etiket.ru (Этикет от А до Я) http:// www. klerk.ru www. orator.ru http:// www. treningoff.ru http:// www. lingvist.ru http:// www. socreklama.ru