Некоторые словообразовательные нормы. Тип ошибки Пример Правильный вариант 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) Пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. Использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт 2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ Преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. Поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха
Cлайд 2
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных окончания Р.п. мн.ч. существительных (нулевое) Случаи Примеры 1. Названия большинства парных или состоящих из частей предметов Сапог, кед, чулок. НО: носков 2. Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р) Англичан, армян, болгар, грузин, турок, румын, осетин 3. Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям Полк гренадер, отряд партизан, рота солдат. НО: минёров, сапёров 4. Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн. числе Каникул, крестин, макарон, сумерек, шпрот 5. Некоторые существительные ж.р. Барж, кочерёг, розог, сплетен, цапель, басен, свадеб. 6.Большинство существительных среднего рода Зимовий, кушаний, ожерелий, селений
Cлайд 3
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных окончания Р.п. мн.ч. существительных (суффикс -ОВ) Случаи Примеры 1. Некоторые названия единиц измерения Акров, гектаров +граммов, килограммов 2. Названия многих народов Монголов, креолов, калмыков, таджиков, финнов, узбеков, тунгусов 3. Некоторые сущ., употр. только во мн.ч. и отдельные названия парных и составных предметов Бронхов, дебатов, заморозков, кандалов, очистков 2. Большинство названий овощей и фруктов Апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок
Cлайд 4
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных Окончания Р.п. мн.ч. существительных (-ЕЙ) Случаи Примеры 1. Некоторые существительные ж.р. Антресолей, гантелей, ведомостей, ладоней, постелей, саженей и др. 2.Некоторые сущ., не имеющие форм ед.ч. Граблей (и грабель), яслей, будней и др.
Cлайд 5
Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (степень сравнения прилагательных) Тип ошибки Пример Правильный вариант 1.Образование ненормативных для лит. Языка или грамматически ошибочных форм простой сравнительной степени. Бойчее, звончее, богатее, красившее, длиньше и др. Бойче, звонче, богаче, красивее, длиннее 2.Образование ненормативных для лит. Языка или грамматически ошибочных форм простой сравнительной степени. Соленее, сиреневее и др. Такие формы не образуются. Можно: более соленый 3. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм Более сильнее, самый сильнейший и др. Более сильный, самый сильный, сильнейший
Cлайд 6
Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (кратка и полная формы прилагательных) Тип ошибки Пример Правильный ответ 1. Употребление в качестве однородных членов предложения полной и краткой форм Дом красивый и весьма прочен. Книга новая и очень интересна. Дом красивый и весьма прочный. Книга новая и очень интересная.
Cлайд 7
Нормы сочетания числительных и существительными (собирательные числительные) Случай Норма 1. С сущ. м.р. и общ. рода, называющими лиц Трое мальчиков, четверо сирот 2. С сущ. дети, ребята, люди, с сущ. лицо в значении человек. Двое детей, четверо незнакомых лиц 3. Числительное оба сочетаются с сущ. м.р. и ср.р., обе – с сущ. ж.р. Обе девочки, обе кошки, обе картины, оба солдата, оба окна
Cлайд 8
Употребление местоимений Правила Примеры 1. Для обозначения принадлежности 3-му лицу мн.ч. используется личное местоимение Р.п. в притяжательном значении ИХ. Их проблемы, их книги, их чувства НЕЛЬЗЯ: «ихние»!
Cлайд 9
Нормы сочетания числительных и существительными (количественные числительные) Случай Норма 1. С сущ., обозначающими животных Три медведя, четыре волка 2. С сущ. ж.р. Две подруги, пять дочерей 3. С неодушевлёнными существительными в косвенных падежах С двух саней, с тремя ножницами 4. С сущ., употребляющимися только во мн.ч. – начиная с пяти Пять ножниц, шесть суток, семь грабель 5. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с сущ., употребляющимися только во мн.ч., рекомендуется замена на синонимы в форме ед.ч. Или употребление слов «штука», «количество» НЕЛЬЗЯ: двадцать две сутки, двадцать двое ножниц, двадцать двое грабель. СЛЕДУЕТ: двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, куплены грабли в количестве тридцати четырёх
Cлайд 10
ЕГЭ. Задание А4 Морфологические нормы
Cлайд 11
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова С шестьюстами тетрадями Ложите Команда тренеров Четверо медвежат
Cлайд 12
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова С шестьюстами тетрадями Ложите Команда тренеров Четверо медвежат
Cлайд 13
Нет такой формы. Надо говорить КЛАДИТЕ.
Cлайд 14
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Пара чулок Приказ для офицеров Более худший Двое ребят
Cлайд 15
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Пара чулок Приказ для офицеров Более худший Двое ребят
Cлайд 16
Смешение форм степеней сравнения: составной сравнительной – более плохой (образуется путем присоединения слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ к начальной форме) и простой превосходной – худший (образуется при помощи суффиксов –АЙШ, ЕЙШ, здесь –Ш )
Cлайд 17
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Обоих подруг Подписали договоры Пара сапог По четыреста рублей
Cлайд 18
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Обоих подруг Подписали договоры Пара сапог По четыреста рублей
Cлайд 19
Собирательное числительное ОБА (ОБЕ) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеет основу ОБО-, а в женском роде – ОБЕ- Правильно: обеих подруг
Cлайд 20
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Самое величайшее слово Трое учеников Обеих учениц Пара ботинок
Cлайд 21
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Самое величайшее слово Трое учеников Обеих учениц Пара ботинок
Cлайд 22
Смешение форм степеней сравнения: составной сравнительной – самый великий (образуется путем присоединения слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ, САМЫЙ к начальной форме) и простой превосходной – величайший (образуется при помощи суффиксов –АЙШ, ЕЙШ, здесь - айш )
Cлайд 23
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Самый твёрдый Четверо ребят Песни цыган Банка помидор
Cлайд 24
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Самый твёрдый Четверо ребят Песни цыган Банка помидор
Cлайд 25
Большинство названий овощей и фруктов имеют суффикс -ОВ-. Например, апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок
Cлайд 26
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Трое саней Танцы молдаван Пара носок Наименее весёлый
Cлайд 27
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Трое саней Танцы молдаван Пара носок Наименее весёлый
Cлайд 28
Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р) имеют нулевое окончание (англичан, армян, болгар, грузин, турок, румын, осетин)
Cлайд 29
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Ящик мандарин Обычаи болгар Нас двое Около тысячи человек
Cлайд 30
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова Ящик мандарин Обычаи болгар Нас двое Около тысячи человек
Cлайд 31
Большинство названий овощей и фруктов имеют суффикс -ОВ-. Например, апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок