Для произнесения звука [р] необходима сложная работа различных частей языка. Разберём основные моменты Правильной артикуляции звука, используя зеркало.
Cлайд 3
Артикуляция звука [р] в графическом изображении Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит..
Cлайд 4
Специальный комплекс упражнений для формирования правильного произношения звука [р]
Cлайд 5
Упражнение «Грибок» Цель упражнения – вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку. Улыбнись; Приоткрой рот; Медленно пощёлкай языком; Щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу; из языка получилась шляпка грибка; Открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку гриба); получилась ножка грибка из подъязычной уздечки.
Cлайд 6
Упражнение «Гармошка» Цель упражнения-укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку,закреплять умение подъёма языка. Улыбнись; Приоткрой рот; Медленно щёлкни языком и присоси его к нёбу; Не опуская язык, закрывай и открывай рот (подъязычная уздечка растягивается,как меха гармошки).
Cлайд 7
Упражнение «Грибок» На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка- Шляпка на макушке.
Cлайд 8
Упражнение «Гармошка» К нёбу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой, Гармонист ты неплохой
Cлайд 9
Упражнение «Лошадка» Цель упражнения – укрепить мышцы языка,отработать подъём языка вверх. Щёлканье должно быть чётким, непохожим на чмоканье. Улыбнись; Приоткрой рот; Пощёлкай медленно кончиком языка; Следи,чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. После каждой строчки стихотворения цокай языком четыре раза.
Cлайд 10
Упражнение «Лошадка» Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок Я копытцем постучу, Цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок. Посмотри как я красива: Цок-цок-цок-цок. Хороши и хвост, и грива. Цок-цок-цок-цок. Я лошадка Серый Бок. Цок-цок-цок-цок.
Cлайд 11
Упражнение «Маляр» Цель упражнения – отработать подъём языка вверх и его подвижность Улыбнись; Открой рот; Подними язык к бугорочкам; Води,поглаживая кончиком языка, по нёбу вперёд-назад; Следи,чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
Cлайд 12
Упражнение «Маляр» Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад Наш маляр работе рад!
Cлайд 13
Упражнение «Барабанщик» Цель упражнения – укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Улыбнись; Открой рот; Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук [д] Следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Cлайд 14
Упражнение «Барабанщик» Барабанщик очень занят, Д-д, д-д-д, Барабанщик барабанит: Д-д, д-д-д, Бей, руками помогай: Д-д, д-д-д, Ритм ногами отбивай: Д-д, д-д-д. Учись играть на барабане: Д-д-д, д-д-д, Твой язык послушным станет: Д-д-д, д-д-д, Язык, кверху поднимайся: Д-д-д, д-д-д, Смотри – с ритма не сбивайся: Д-д-д, д-д-д.