- Привет, ребята! Я Сидор Ленивкин. На урок идти что-то не хочется: сегодня класс к контрольной по причастию готовиться будет. Куда бы спрятаться, чтобы не нашли? Ой, а это что за дверь? Вроде бы раньше такой не было... - Вот здесь, пожалуй, и отсижусь.
Cлайд 3
- Ах, что-то посыпалось! Где это я? Да тут написано: « Внимание, незнайки, неумейки, лодыри! Кто сюда попал, для всего мира пропал». Что-то мне здесь не нравится! Хочу на урок!!! Ребята, помогите вернуться! Поможем Сидору вернуться? Только для этого нужно вспомнить все, что мы знаем о причастии!
Cлайд 4
Каково грамматическое значение причастия? Назовите морфологические признаки причастия? Расскажите о синтаксической роли причастий.
Cлайд 5
Значение . Вопрос. Какой? Каков? Признак предмета по действию. Прыгающий мальчик; поскользнувшийся юноша; Морфологические признаки 1.Постоянные Разряд ( действительные и страдательные) Вид Время(настоящее и прошедшее) 2.Непостоянные Форма (у страдательных) Число Род( в ед.) Падеж Синтаксические функции Сочетаемо Сочетаемость сущ. + прич. прич.+ сущ. мест. числ. нареч. Член Предложения Падающий снег таял. Документ потерян. П.о.
Cлайд 6
Как же образуются причастия?
Cлайд 7
Карелия - это край сказочной, чарующей природы, бесчисленных голубых озер, бескрайних нетронутых лесов, суровых скал и порожистых рек. Удивительным образом сохранившая культурное богатство Руси республика уникальна. Здесь – знаменитый остров Валаам, с поражающими воображение монастырскими постройками, Кижи – с взмывающей ввысь дивной церковью.
Cлайд 8
В каком предложении есть × , прич. + завис. сл.? Мы вошли в лес, освещенный осенним солнцем Расчищенная дорожка вела к морю Ветер гнал по дорожкам сорванные с дерева листья На пожелтевшей траве лежали опавшие листья
Cлайд 9
Повесть, растущая в саду, известна всем. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим. Цветы, играющие во время урока, красивы. Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны. Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу. Туча, отредактированная корректором, обещала дождь. Помогите Сидору поставить причастные обороты там, где следует.
В каком причастии -ащ-, -ящ-? пиш..щий человек се..щийся дождик пен..щийся поток кол..щийся предмет В каком причастии -ущ-, -ющ-? леч..щий врач служ..щий чиновник тревож..щий шепот колыш..щийся камыш В каком причастии -ем-? множ..мый колебл..мый слыш..мый муч...мый В каком причастии –им-? задава...мый вид...мый чита...мый внедря...мый
Cлайд 12
Смета ый, масля ый крем, запечё ый в духовке, украше ый фруктами, пропита ый, реза ый, с плете ым узором, разрисова ый. Собра ый, пчели ый, в завяза ой тесьмой банке, купле ый в магазине, банка поставле а на полку, намаза ный на ржа ой хлеб. Румя ое, нареза ое кубиками, мочё ое, очище ое , сорва ое с ветки, выложе ое на блюдо. Ягода замороже а, перемеша ая со сливками, выраще ая, посыпа ая сахаром, рассортирова а, очище ая .
Cлайд 13
Какие причастия пишутся с не раздельно? (не)отправленное письмо (не)украшен (не)выполненное задание (не)замечена мною ошибка (не)подражаемый комик Составьте и запишите предложения с данными причастиями, переделав словосочетания так, чтобы написание не с причастиями было иным. Всегда ли это возможно?
Cлайд 14
Cлайд 15
Домашнее задание Повторить сведения о причастии (по справочнику); Поработать с индивидуальными карточками.
Cлайд 16
Автор работы: учитель русского языка и литературы Решетняк Л.А.