Описание внешности человека Урок русского языка в 7 классе Подготовил учитель русского языка МБОУ «СОШ №92» г. Кемерово Цапкина Б.С
Cлайд 2
Ответьте на вопросы: Какие типы текста вы знаете? - Повествование, описание, рассуждение Чем они отличаются друг от друга? - В повествовании мы рассказываем о каких-то событиях, в описании – описываем, а в рассуждении – доказываем тезис Что можно описывать? - Картину, природу, человека, животное, предметы, интерьер
Cлайд 3
Перед Вами произведения живописи. Каковы их жанры? Как называется описание внешности человека? Как называется описание природы? Как называется описание неживой природы?
Cлайд 4
ПОРТРЕТ слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа»— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Cлайд 5
Ответьте на вопросы: Чем отличается портрет литературный и портрет художественный? - Литературный и художественный портрет описывают внешность человека, но разными средствами
Cлайд 6
Работа с учебником Прочтём, что такое портрет. Стр. 35, №76 Для чего литературный портрет вводится в художественное произведение? - Чтобы дать нам представление о внешности героя и указать на его внутренние черты Какие же элементы могут входить в портретную зарисовку? - Черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда
Cлайд 7
Послушайте, как выглядел герой одной повести, которую вы читали Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами. Какие элементы внешней характеристики использовал Короленко? Мы узнали о цвете волос, глаз, об одежде мальчика Только ли представление о внешнем облике героя может дать его портрет? Можем ли мы узнать что-то о его жизни? Какие изобразительно-выразительные средства здесь использованы? Как автор относится к своему герою?
Cлайд 8
Работа с учебником Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Дубровский» (упр. №81 – 2) Чем остался недоволен Троекуров? Каким требованиям должно отвечать деловое описание внешности человека? Тексты каких стилей мы создаём в таких случаях?
Cлайд 9
Творческая работа Представьте, что потерялся мальчик. Дежурный милиционер попросил описать внешность мальчика. Составьте нужное описание, использовав полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщённых о мальчике и добавив недостающие Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нём надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву «р».
Cлайд 10
Самая «говорящая» деталь на лице человека – это глаза Бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые. Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд».
Cлайд 11
Лицо Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека по схеме: сущ. + прил.; местоимение + прил.; сущ. + прич.. Круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
Cлайд 12
Домашнее задание Напишите две миниатюры, описав внешность кого-то из знакомых 1). В минуту радости, огорчения, гнева 2). За каким-нибудь занятием, работой Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя.