РЕЧЬ Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх Горельцева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Самарской СОШ
Cлайд 2
Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах
Cлайд 3
РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ По характеру речевой деятельности участников общения: монологическая Речь диалогическая
Cлайд 4
РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ По форме использования языка: устная Речь письменная
Cлайд 5
РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ По обобщённому (типовому) значению: повествование Типы речи описание рассуждение
Cлайд 6
предмета места Описание состояния человека состояние окружающей среды
Cлайд 7
изобразительное Повествование информативное
Cлайд 8
доказательство Рассуждение объяснение размышление
Cлайд 9
Прочитайте текст. Определите тип речи. Ответ обоснуйте.
Cлайд 10
Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошёл поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трёх отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку… Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный чернозёмной грязью, всё ещё торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но всё-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он всё стоит и не сдаётся человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.
Cлайд 11
РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ По условиям и задачам общения: разговорная – разговорный стиль Речь художественный стиль научный стиль книжная публицистический стиль официально-деловой стиль
Cлайд 12
Стили речи Стили Речевая ситуация Стилевые черты Где? С кем? Зачем? Разговорный Неофициальная обстановка 1-1 общение Непринуждённость, расплывчатость Научный Официальная обстановка 1-много Сообщение (объяснить) Отвлечённость, точность, логичность Официально-деловой Официальная обстановка 1-много Сообщение (проинструк тировать) Официальность, точность Публицистический Официальная обстановка 1-много Воздействие (убедить) Призывность, эмоциональность Художественный - 1-много Воздействие на воображе -ние и чувства (изобразить) Конкретность, образность, эмоциональность
Cлайд 13
Определение стиля речи ПЛАН 1. В какой речевой ситуации может прозвучать данный текст? 2. Какова задача речи? 3. Каким является высказывание (непринуждённым или официальным, эмоциональным или нейтральным, конкретным или обобщённо-отвлечённым)? 4. Какие языковые средства, характерные для этого стиля, использованы в этом тексте?
Cлайд 14
Пользуясь таблицей и планом, определите стили речи текстов упр. 279
Cлайд 15
Найдите в имеющихся у вас учебниках тексты разных стилей.
Cлайд 16
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В. Виноградов
Cлайд 17
Домашнее задание 1. Приготовьте устное монологическое высказывание научного стиля на тему «Стили речи» 2. Выберете из художественных произведений небольшие отрывки разных типов речи.