В русском языке 6 падежей: Именительный Родительный Дательный Винительный, косвенные Творительный падежи Предложный
Cлайд 3
Поворот судьбы такой удивительный: Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. На суку висит (что?) ватрушка! На заборе спит (кто?) старушка! С неба к нам летит (что?) игрушка! Соловьём свистит (кто?) подружка! На сосне сопит (кто?) хрюшка! Рассказала всё (кто?) врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы Падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
Cлайд 4
В какие предметы превратился Дедушка Имя Существительное? В каком падеже стоят существительные?
Cлайд 5
Я из дома убежал, я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски и вздыхаю от тоски, Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж Я не вспомню, хоть зарежь!
Cлайд 6
Cлайд 7
Если б я названия падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжусь И подарки всем несу: братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, по земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
Cлайд 8
Cлайд 9
Если хочешь много знать, Поскорей учись читать! Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить, Научилась я … летать! Как взлечу под потолок, да махну через порог, Вылетаю за окошко, курс держу я на лужок. Ненавижу обвинять, буду всё перечислять. ЧТО увижу и КОГО – назову до одного! Вижу реку, вижу сад – называю всё подряд! Вижу вишню, вижу сливу, до чего вокруг красиво! Строят клуб невдалеке, красят лодку на песке… Хватит! В школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке.
Cлайд 10
Cлайд 11
Чтоб от всех не оставлять, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ. Что там долго говорить, вот решился я… творить! Карандаш, бумагу взял и пейзаж нарисовал. Я – художник! Я – творец! Ух, какой я молодец! Перед замком куст цветёт, Под корягой змей живёт, Над дорогой реет сокол, за оградой лошадь ржёт. Я творю карандашом, на листе своём большом, Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. Ну-ка, лист переверну И опять творить начну!
Cлайд 12
Cлайд 13
На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о короне: Буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю о слоне, чтоб кататься при луне. Я мечтаю о серёжках ,я мечтаю о сапожках. Вечерами в полумгле я мечтаю об орле: Буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе… Ой, мечтаю я уже… О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!
Cлайд 14
Cлайд 15
Название падежа Слова- помощники Падежные вопросы Предлоги И. п. есть кто? что? - Р. п. нет кого? чего? без, возле, до, из, для, около, от, подле, с, у Д. п. дать подойти к кому? чему? к, по В. п. вижу кого? что? под, за, про, через, в, на, во Т. п. доволен кем? чем? за, между, над, под, с, со, перед П. п. думать говорить о ком? о чем? в, о, об, на, при
Cлайд 16
Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: 1)найти слово, к которому относится существительное; 2)поставить от этого слова к существительному вопрос. Х В.п. благодарю (за что?) за внимание
Cлайд 17
Литература: Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. (картинки из книги).