Сочинение. Памятный день летних каникул. Урок в 6 классе. МБОУ «Хову-Аксынская СОШ». *
Cлайд 2
Знать. Уметь. Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи (рассказа). Владеть навыками анализа композиционно-жанровых особенностей рассказа. Определять тип и стиль сочинения.
Cлайд 3
Лето… Каникулы…
Cлайд 4
Расскажите о каком-нибудь интересном дне. Разве с вами никогда Не случалось ничего? Может быть, хоть иногда Вы теряли кой-чего, Или, может быть, однажды Вам случалось вдруг найти Что-то очень, очень важное, Что встречалось на пути. Может, как-то заблудились Вы в большом густом лесу, Иль поймали вы лису. Или вы окно разбили И признаться не смогли, Или вы рекорд побили, Иль кого–нибудь спасли. Или, может, вдохновенье – Частый гость у вас в квартире- Дарит вам стихотворенье Иль сюжеты для картины. Оглянитесь, поищите, Что произошло хоть раз. И конечно, расскажите. Но чтоб это был рассказ. Тема – это т о, о чём или о ком говорится в тексте.
Cлайд 5
Рассказ – это… Рассказ – это повествование о каком – нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло. Рассказывайте живо, свободно, с чувством. Речь любит течь, фраза идти потихоньку, а слово бежать и играть. Пословица.
Cлайд 6
Подберём синонимы. Случай История Происшествие Эпизод Событие О случае можно Рассказать Поведать (книжн.) Повествовать (книжн.) Живописать Обыкновенный Необыкновенный Смешной Забавный Интересный Волнующий
Cлайд 7
Работа со словом. Однажды Случилось Было Произошло Приключилось
Cлайд 8
Типы речи. Повествование Рассказывать о чём-то Описание Какой предмет, как выглядит Рассуждение Доказывать
Cлайд 9
Стили речи. Разговорный Книжный художественный научный официально-деловой публицистический
Cлайд 10
Построение рассказа. Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение
Cлайд 11
Примеры Стояли тёплые летние дни. Вечером прошёл дождь, и наутро мы с папой отправились за грибами. Этим летом я ездила к бабушке в деревню. Однажды я стал свидетелем интересного случая….
Cлайд 12
Завязка. Проходя мимо маленькой ёлочки, я задел её ногой. Вдруг из-под неё вылетела маленькая птичка…. Однажды я пошла в лес…и заблудилась… На опушке леса я увидел сразу четырёх зайцев и стал наблюдать… Завязка -событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий
Cлайд 13
Кульминация. «Не трогай гнёздышка, а то птичка не будет высиживать птенчиков», сказал папа. Вдруг ко мне подбежал мой пёс, схватил меня за штанину джинсов, побежал в сторону, как бы показывая мне дорогу. Турнир, за которым внимательно наблюдают зайчихи, выявляют самых жизнеспособных… Кульминация- момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа
Cлайд 14
План. В лес за грибами. Маленькое гнёздышко. «Не трогай гнёздышко». Маленькие птенчики. Птичка увела семейство в другое место.
Cлайд 15
Творческая работа. Определим тему рассказа: Памятный день летних каникул. Определите содержание своего рассказа. Подумайте над заглавием. Что будет оно отражать: тему или главную мысль? Вдумайтесь в заглавие темы.
Cлайд 16
Литература. Т. А. Ладыженская. Русский язык 6 класс. Упражнение 25. Т. А. Ладыженская Развитие речи. 2 часть.1996 год. Иллюстрации. Ресурсы Интернета.