Исследовательская работа «Изобразительно – выразительная роль причастий» Автор : Ванина Нина Алексеевна Ученица 10 класса МОУ СОШ п.Первомайский, Саратовская область, Дергачёвский район, с. Камышово, улица Зелёная, 46/2. Научный руководитель: Шухрина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Первомайский Улица Молодёжная, 7/2.
Cлайд 2
1) формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; 2) совершенствовать умение анализировать текст; 3) раскрыть роль причастий в художественном тексте Цель:
Cлайд 3
Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов. А.Н.Толстой.
Cлайд 4
Cегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Сегодня нам предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.
Cлайд 5
Гоголь герасимов
Cлайд 6
Старый , обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был в поле живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, избегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшие, как темная пасть; оно все было окинуто тенью,
Cлайд 7
и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клёна, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этот густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.
Cлайд 8
Какую картину вы представили, читая текст? Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника А. Герасимова «После дождя».Что объединяет художественный текст и картину и чем они отличаются?
Cлайд 9
В художественном тексте и на картине – буйное цветение, изумрудное море листьев, торжество природы. Вместе с тем на картине А. Герасимова чувствуется присутствие человека: на столе стоит ваза с цветами, сад имеет ухоженный вид, и кажется, что вот-вот на веранду выйдет кто-нибудь из дома. В тексте Н. В. Гоголя - сад дикий, стихийно разросшийся, уже больше похожий на лес, чем на сад. В тексте гораздо больше деталей: перечислены разные виды деревьев и кустарников, перила, беседка, вороньи гнезда и т. п. Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками. А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия? Нам предстоит ответить на вопросы, проведя исследование.
Cлайд 10
Вопросы для группы 1: 1)К какому типу речи относится данный фрагмент текста? 2)Что описывает автор в тексте? 3)В каком стиле написан текст? 4)Докажите, что Н.В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу? Отвечая на вопросы, приводите доказательства из текста.
Cлайд 11
Вопросы для группы 2: 1) Какими частями речи широко пользуется автор в описании природы? Какова доля причастий в тексте? Подтвердите примерами. 2) Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль играют они в описании? Какое звучание причастия придают тексту?
Cлайд 12
Вопросы для группы 3: 1)Чем объясняется выбор автором контекстуальных синонимов вытыкавший и протянувшая? Почему употреблены разные причастия? Только ли для того, чтобы не повторить одно и тоже слово? Какой троп использует автор? 2)Как часто этот троп встречается в тексте? 3)Какую мысль автора он передаёт?
Cлайд 13
Вопросы для группы 4: 1) Представлены ли в тексте причастные обороты? Какой ритм они создают? 2) Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. Это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. К какому выводу вы пришли? 3) Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.
Cлайд 14
Вопросы для группы 5: 1) Какие изобразительно – выразительные средства языка использует автор? 2) Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?
Cлайд 15
Вывод: Какова изобразительно – выразительная роль причастий? Как причастия помогают понять идею текста?