X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

"Черный омут" Сергея Козлова

Скачать эту презентацию

Презентация на тему "Черный омут" Сергея Козлова

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Сергей Козлов. «Чёрный омут». «Козлов был ни на кого никогда не похожий, един... Сергей Козлов. «Чёрный омут». «Козлов был ни на кого никогда не похожий, единичный, штучный писатель, интеллигентный, глубокий, по-особому талантливый человек. Такой сказочной прозы до него не писал никто, поэтому ее с удовольствием переводят во Франции, Германии, Америке, Голландии»   Юрий Кушак, 2010.
Cлайд 2
Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обу... Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП. Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ. Формирование навыков работы с текстом. Тип урока: Анализ художественного текста. Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Cлайд 3
-Что вам известно о зайцах? Как думают и говорят о зайцах люди? В каких услов... -Что вам известно о зайцах? Как думают и говорят о зайцах люди? В каких условиях живут зайцы? Попытайтесь предсказать, какова может быть мораль сказки про зайца. («Я думаю, что мораль может быть такая…») Время работы – 5 мин. Поделитесь написанным с соседом по парте I этап. Стадия вызова.
Cлайд 4
Комментарий Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Ид... Комментарий Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующая о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.
Cлайд 5
II этап. Стадия осмысления содержания (Раздается первая часть текста) - Прочи... II этап. Стадия осмысления содержания (Раздается первая часть текста) - Прочитайте и обдумайте часть I. Напишите ответы на нижеследующие вопросы: Ответы сводятся в таблицу на доске. Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? - Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение? (Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).
Cлайд 6
Какие слова это подтверждают? Сказочник Собеседник Ученый-биолог Кто-то другой Какие слова это подтверждают? Сказочник Собеседник Ученый-биолог Кто-то другой
Cлайд 7
Комментарий: С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конст... Комментарий: С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, кото рые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.
Cлайд 8
Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко з... Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.
Cлайд 9
Раздается вторая часть текста - Читая текст части II, попытайтесь представить... Раздается вторая часть текста - Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца. - Что вы ощутили? - Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста? - Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу . - Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.) - Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?
Cлайд 10
Комментарий: Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как вед... Комментарий: Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.
Cлайд 11
(Раздается третья часть текста) Какой эпизод в тексте показался вам наиболее ... (Раздается третья часть текста) Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор? Обсудите ваши ответы в своих микрогруппах
Cлайд 12
Комментарий: Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: от... Комментарий: Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения «сильных мира сего», превращение «маленького», забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.
Cлайд 13
- Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное и... - Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе) - Поделитесь друг с другом своими соображениями.
Cлайд 14
Комментарий: По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращ... Комментарий: По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явствен ней становится и изменение угла зрения: от детского - к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.
Cлайд 15
(Раздается часть IV) - Насколько неожиданной была для вас эта часть? - Подтве... (Раздается часть IV) - Насколько неожиданной была для вас эта часть? - Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1) - О чем все-таки эта сказка? - Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете. - Действительно ли это - сказка? - Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.
Cлайд 16
Ученик другого класса написал так: «Сначала мне показалось, что это сказка дл... Ученик другого класса написал так: «Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых». - Вы с ним согласны? Почему? - Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).
Cлайд 17
Раздаётся часть V Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.... Раздаётся часть V Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов - Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов.
Cлайд 18
III этап. Стадия размышления: Свободное письмо: А сейчас, пожалуйста, напишит... III этап. Стадия размышления: Свободное письмо: А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря, что когда «время шуршит – всем страшно».
Cлайд 19
Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, «мгновенное... Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, «мгновенное значение». Каж дый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.
Cлайд 20
Ознакомление класса с результатами письменной работы «Понравился ли мне урок ... Ознакомление класса с результатами письменной работы «Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову».
Cлайд 21
I. Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Фили... I. Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья – боялся. Пришёл Заяц к Чёрному Омуту. - Чёрный Омут, - говорит, - я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться! - Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся! - Как это? – удивился Заяц. - А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть решился? Иди – и не бойся!
Cлайд 22
II. Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка. - Вот кого я сейчас съем! – обрадов... II. Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка. - Вот кого я сейчас съем! – обрадовался Волк. А Заяц идёт себе, посвистывает. - Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – крикнул Волк. - А чего мне бояться? – говорит Заяц. – Я у Чёрного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться? Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису. - А-а-а!.. – разулыбалась Лиса. – Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем. Но Заяц прошёл, даже головы не повернул. - Я у Чёрного Омута, - говорит, - был, серого Волка не испугался, уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..
Cлайд 23
III. Свечерело. Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему пешком важ... III. Свечерело. Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему пешком важный филин в меховых сапожках. _ Сидишь? – спросил Филин. - Сижу, - сказал Заяц. - Не боишься сидеть? - Боялся бы – не сидел. - А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то? - Я у Чёрного Омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу. - Ты уходи из нашего леса, Заяц, - подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя, все зайцы такими станут. - Не станут, - сказал Заяц, - все-то…
Cлайд 24
IV. Пришла осень. Листья сыплются… Сидит Заяц под кустом. Дрожит, сам думает:... IV. Пришла осень. Листья сыплются… Сидит Заяц под кустом. Дрожит, сам думает: «Волка серого не боюсь, лисы красной – ни капельки, Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне…» Пришёл к Чёрному Омуту, спросил: - Почему, когда листья сыплются, страшно мне? - Это не листья сыплются – это время шуршит, - сказал Чёрный Омут, - а мы слушаем. Всем страшно.
Cлайд 25
V. Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится. V. Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
Cлайд 26
Ответы учащихся на проблемный вопрос: - Прав ли Чёрный Омут, говоря: «Когда в... Ответы учащихся на проблемный вопрос: - Прав ли Чёрный Омут, говоря: «Когда время шуршит – всем страшно»?
Cлайд 27
Колесникова Юлия. Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит – всем стр... Колесникова Юлия. Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит – всем страшно». Время «шуршит» - значит проходит, бесследно исчезает, его уже не вернуть. Наша жизнь – время, и когда оно проходит, мы боимся. Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти. Время… Его так много, когда идёшь, и так мало, когда опаздываешь.. Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить. Мы беззащитны перед ним. Это страшно. Время меняет нас, но не мы – его.
Cлайд 28
Блажкун Дарья. Я думаю, страх времени проявляется лишь тогда, когда о нём зад... Блажкун Дарья. Я думаю, страх времени проявляется лишь тогда, когда о нём задумываешься. Задумываешься о неумолимости времени, которое нельзя передвинуть ни вперёд, ни назад, которое не остановить. Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.
Cлайд 29
Шупилова Вера …Когда у нас день рождения, мы думаем, как быстро пролетело вре... Шупилова Вера …Когда у нас день рождения, мы думаем, как быстро пролетело время, мы стали на год старше, но мы не боимся этого, и продолжаем жить. Люди, которые считают время и боятся его мгновений, замыкаются. Их жизнь становится тусклой, а если нет ярких моментов – нет и жизни. Так зачем, зачем же думать о времени? Не надо зацикливаться на том, что «время шуршит». Надо просто жить. Жизнь у нас одна и прожить её нужно с толком, достойно.
Cлайд 30
Кузнецова Анастасия. Человек живёт – проходит время. Но не всегда это время ч... Кузнецова Анастасия. Человек живёт – проходит время. Но не всегда это время человек тратит с благими намерениями. Иногда время уходит впустую. Мгновения уходят, и человек ничего не может с этим поделать. Время от него не зависит. Оно не зависит ни от чего. И страшно от того, что не все задуманное человек может воплотить в жизнь, так как время проходит мимо.
Cлайд 31
Сергей Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в школе начал писать... Сергей Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в школе начал писать стихи. В качестве поэта закончил Литературный институт. Работал токарем, учителем пения, экскурсоводом в пушкинском заповеднике в Михайловском, типографом, кочегаром. Сказки начал писать с шестидесятых годов. Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.
Cлайд 32
Время в сказках Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно. Можно заклина... Время в сказках Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: "Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?" Но все неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ежиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми - о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так:
Cлайд 33
"- Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой все говорим.  - Г... "- Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой все говорим.  - Говорим, - согласился Ежик. - Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы все беседуем. - Беседуем. - А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоем только и останемся. - Если бы! - А что ж с нами станет? - Мы тоже можем пролететь. - Как птицы? - Ага. - А куда? - К югу, - сказал Ежик".  
Cлайд 34
О тихих сказках Философия для малышей? Бред какой-то! Что значит "бред"? Ника... О тихих сказках Философия для малышей? Бред какой-то! Что значит "бред"? Никакого бреда. Разве вот это, по-вашему, бред: - Мне бы, знаешь, чего больше всего хотелось? - подумав, сказал Медвежонок Ежику. - Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке. - А что бы выросло потом? - А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет. - Это хорошо: А как бы ты со мной разговаривал? - Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко". Сказки Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка и, правда, хочется читать шепотом. Они негромкие, эти сказки. Они задумчивые и неспешные. А наспех и не поговоришь о жизни, и о красоте не поговоришь наспех, и о смерти. Вот автор и не спешит, он тщательно подбирает слова и складывает из них настроение. Настроение тихого равновесия, спокойной созерцательности, к которому всегда стремились мудрецы и философы.
Скачать эту презентацию
Наверх