Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП. Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ. Формирование навыков работы с текстом. Тип урока: Анализ художественного текста. Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Cлайд 3
-Что вам известно о зайцах? Как думают и говорят о зайцах люди? В каких условиях живут зайцы? Попытайтесь предсказать, какова может быть мораль сказки про зайца. («Я думаю, что мораль может быть такая…») Время работы – 5 мин. Поделитесь написанным с соседом по парте I этап. Стадия вызова.
Cлайд 4
Комментарий Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующая о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.
Cлайд 5
II этап. Стадия осмысления содержания (Раздается первая часть текста) - Прочитайте и обдумайте часть I. Напишите ответы на нижеследующие вопросы: Ответы сводятся в таблицу на доске. Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? - Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение? (Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).
Cлайд 6
Какие слова это подтверждают? Сказочник Собеседник Ученый-биолог Кто-то другой
Cлайд 7
Комментарий: С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, кото рые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.
Cлайд 8
Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.
Cлайд 9
Раздается вторая часть текста - Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца. - Что вы ощутили? - Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста? - Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу . - Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.) - Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?
Cлайд 10
Комментарий: Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.
Cлайд 11
(Раздается третья часть текста) Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор? Обсудите ваши ответы в своих микрогруппах
Cлайд 12
Комментарий: Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения «сильных мира сего», превращение «маленького», забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.
Cлайд 13
- Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе) - Поделитесь друг с другом своими соображениями.
Cлайд 14
Комментарий: По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явствен ней становится и изменение угла зрения: от детского - к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.
Cлайд 15
(Раздается часть IV) - Насколько неожиданной была для вас эта часть? - Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1) - О чем все-таки эта сказка? - Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете. - Действительно ли это - сказка? - Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.
Cлайд 16
Ученик другого класса написал так: «Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых». - Вы с ним согласны? Почему? - Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).
Cлайд 17
Раздаётся часть V Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов - Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов.
Cлайд 18
III этап. Стадия размышления: Свободное письмо: А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря, что когда «время шуршит – всем страшно».
Cлайд 19
Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, «мгновенное значение». Каж дый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.
Cлайд 20
Ознакомление класса с результатами письменной работы «Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову».
Cлайд 21
I. Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья – боялся. Пришёл Заяц к Чёрному Омуту. - Чёрный Омут, - говорит, - я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться! - Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся! - Как это? – удивился Заяц. - А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть решился? Иди – и не бойся!
Cлайд 22
II. Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка. - Вот кого я сейчас съем! – обрадовался Волк. А Заяц идёт себе, посвистывает. - Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – крикнул Волк. - А чего мне бояться? – говорит Заяц. – Я у Чёрного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться? Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису. - А-а-а!.. – разулыбалась Лиса. – Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем. Но Заяц прошёл, даже головы не повернул. - Я у Чёрного Омута, - говорит, - был, серого Волка не испугался, уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..
Cлайд 23
III. Свечерело. Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему пешком важный филин в меховых сапожках. _ Сидишь? – спросил Филин. - Сижу, - сказал Заяц. - Не боишься сидеть? - Боялся бы – не сидел. - А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то? - Я у Чёрного Омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу. - Ты уходи из нашего леса, Заяц, - подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя, все зайцы такими станут. - Не станут, - сказал Заяц, - все-то…
Cлайд 24
IV. Пришла осень. Листья сыплются… Сидит Заяц под кустом. Дрожит, сам думает: «Волка серого не боюсь, лисы красной – ни капельки, Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне…» Пришёл к Чёрному Омуту, спросил: - Почему, когда листья сыплются, страшно мне? - Это не листья сыплются – это время шуршит, - сказал Чёрный Омут, - а мы слушаем. Всем страшно.
Cлайд 25
V. Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
Cлайд 26
Ответы учащихся на проблемный вопрос: - Прав ли Чёрный Омут, говоря: «Когда время шуршит – всем страшно»?
Cлайд 27
Колесникова Юлия. Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит – всем страшно». Время «шуршит» - значит проходит, бесследно исчезает, его уже не вернуть. Наша жизнь – время, и когда оно проходит, мы боимся. Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти. Время… Его так много, когда идёшь, и так мало, когда опаздываешь.. Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить. Мы беззащитны перед ним. Это страшно. Время меняет нас, но не мы – его.
Cлайд 28
Блажкун Дарья. Я думаю, страх времени проявляется лишь тогда, когда о нём задумываешься. Задумываешься о неумолимости времени, которое нельзя передвинуть ни вперёд, ни назад, которое не остановить. Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.
Cлайд 29
Шупилова Вера …Когда у нас день рождения, мы думаем, как быстро пролетело время, мы стали на год старше, но мы не боимся этого, и продолжаем жить. Люди, которые считают время и боятся его мгновений, замыкаются. Их жизнь становится тусклой, а если нет ярких моментов – нет и жизни. Так зачем, зачем же думать о времени? Не надо зацикливаться на том, что «время шуршит». Надо просто жить. Жизнь у нас одна и прожить её нужно с толком, достойно.
Cлайд 30
Кузнецова Анастасия. Человек живёт – проходит время. Но не всегда это время человек тратит с благими намерениями. Иногда время уходит впустую. Мгновения уходят, и человек ничего не может с этим поделать. Время от него не зависит. Оно не зависит ни от чего. И страшно от того, что не все задуманное человек может воплотить в жизнь, так как время проходит мимо.
Cлайд 31
Сергей Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в школе начал писать стихи. В качестве поэта закончил Литературный институт. Работал токарем, учителем пения, экскурсоводом в пушкинском заповеднике в Михайловском, типографом, кочегаром. Сказки начал писать с шестидесятых годов. Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.
Cлайд 32
Время в сказках Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: "Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?" Но все неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ежиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми - о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так:
Cлайд 33
"- Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой все говорим. - Говорим, - согласился Ежик. - Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы все беседуем. - Беседуем. - А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоем только и останемся. - Если бы! - А что ж с нами станет? - Мы тоже можем пролететь. - Как птицы? - Ага. - А куда? - К югу, - сказал Ежик".
Cлайд 34
О тихих сказках Философия для малышей? Бред какой-то! Что значит "бред"? Никакого бреда. Разве вот это, по-вашему, бред: - Мне бы, знаешь, чего больше всего хотелось? - подумав, сказал Медвежонок Ежику. - Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке. - А что бы выросло потом? - А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет. - Это хорошо: А как бы ты со мной разговаривал? - Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко". Сказки Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка и, правда, хочется читать шепотом. Они негромкие, эти сказки. Они задумчивые и неспешные. А наспех и не поговоришь о жизни, и о красоте не поговоришь наспех, и о смерти. Вот автор и не спешит, он тщательно подбирает слова и складывает из них настроение. Настроение тихого равновесия, спокойной созерцательности, к которому всегда стремились мудрецы и философы.