Запись под диктовку Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно (Н.В.Гоголь)
Найдите в толковом словаре значение слова «язык». Определите, однозначное оно или многозначное. Язык – 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий в артикуляции. Попробовать на язык. Змеиный язык 2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки 3. Народ, нация. Нашествие двунадесяти (т.е. двенадцати) языков.
Cлайд 5
Беседа: Какой раздел науки о языке продолжает изучаться в 9 классе? Чем курс синтаксиса в 9 классе отличается от того, что мы изучали в 8 классе? Какой раздел грамматики называется синтаксисом? Для чего надо изучать синтаксис? Что такое пунктуация? Какова роль знаков препинания?
Cлайд 6
Задание 1. Прокомментируйте схему механизма анализа языковых явлений: в уст. речи От смысла к поискам средств его выражения в письм. речи
Cлайд 7
Единицы языка и разделы лингвистики Единица языка Разделы лингвистики, которые описывают единицу рассказывают о правилах употребления единицы в устной и письменной речи Фонема Фонетика Орфоэпия (правила произношения звуков); графика (правила обозначения звуков на письме) Морфема Морфемика , словообразование Орфография (правила написания морфем)
Cлайд 8
Слово Лексика, морфология Стилистика (употребление слова в разных стилях); орфоэпия (правила постановки ударения в словах); орфография (различение собственных и нарицательных имен на письме); различение слова и словосочетания (малопонятный и мало понятный) Словосочетание Синтаксис, фразеология Стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);
Cлайд 9
предложение синтаксис Пунктуация (правила расстановки знаков в предложении); Интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения)
Cлайд 10
Термины Лингвистика (от греч. Lingua «язык») – наука о языке, языковедение, языкознание. Фонетика (от греч. Phone «звук») изучает способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи Графика (от греч. grapho «пишу, черчу») устанавливает соотношения между буквами алфавита и звуками речи.
Cлайд 11
Орфография (от греч. orthos «правильный + grapho «пишу») определяет и регулирует единообразное написание морфем, слов , их форм. Орфоэпия (от греч. orthos «правильный + epos «речь») формирует правила образцового литературного произношения. Фразеология (от греч. phrasis «выражение» + logos «понятие» ) изучает устойчивые сочетания слов.
Cлайд 12
Синтаксис (от греч. syntaxis «составление») изучает законы соединения слов и строения предложений. Пунктуация (от лат. punctum «точка») регулирует правильную расстановку знаков препинания в предложении.
Cлайд 13
Стилистика (греч. stylos «стерженек для письма») определяет особенности употребления единиц языка в разных стилях речи. Интонация (лат. intonare «громко произносить») изучает особенности мелодической и ритмической организации предложения.
Cлайд 14
Итог урока Что нового узнали на уроке? Какие разделы языка вы знаете? Как называется наука, о языке? Какой раздел языкознания вы будете изучать в 9 классе?