«ПРАВОПИСАНИЕ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ВСЕХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ» МАСТЕР-КЛАСС Учителя начальных классов МБОУ-СОШ №47 г. Белгорода Шуклиной Ирины Владимировны
Cлайд 2
Проблемы: - облегчение усвоения нового, -воспитание и поддержание интереса к предмету, - развитие творческих способностей школьников. Принципы обучения: принцип подачи учебного материала укрупнёнными блоками принцип опережающего обучения проблемность в обучении принцип наглядности обучение орфографии с опорой на морфемику Оптимальный методический приём - совместное с учащимися составление алгоритмов и схем, которые позволяют легко и быстро выбрать правильное написание.
Cлайд 3
Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному запоминанию. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая, развивается умение логически мыслить. Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи. Создание на уроке ситуаций затруднения побуждает учащихся к поиску доказательств, обоснованию высказанных предложений и является эффективным средством развития творческого мышления.
Cлайд 4
Метафора Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."
Cлайд 5
Грамматическая сказка «Капризные буквы». Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с о или ё. Вот и приходиться писать: Ш_л по ш_ссе с грач_м ч_рный галч_нок. Вставьте пропущенные буквы. Выделите части слова. Сформулируйте тему и задачи урока.
Cлайд 6
Знать: способ выбора о - ё после шипящих. Уметь: обосновывать выбор о - ё после шипящих.
Cлайд 7
В чем особенность шипящих звуков? [Ж] [Ш] Что вы можете сказать об этих звуках? согласные твёрдые шипящие парные: [? ] - звонкий, [?] - глухой [Ч] [Щ] Что вы можете сказать об этих звуках? согласные Мягкие шипящие глухие
Cлайд 8
Что общего между словами? Пчёлка, шёлковый, шорты, анчоус, жёсткий, щёчка, шоу, молодожёны, щётка, причёска, чёлка, шёпот, шорох, капюшон, крыжовник, зачёркивать, шоссе, Боржоми, Какой звук слышится после шипящих? В чём заключается проблема? Разделите слова на две группы, рядом с каждым напишите однокоренные. Лексическая работа Анчоус — мелкая рыбка. Жокей — наездник. Шоссе — проезжая дорога: мчаться по шоссе. Шоу — представление Боржоми – город в Грузии
Вывод: Ё- в однокоренных словах произошла замена звука. О — в однокоренных словах замены звука [О] не произошло. Давайте подумаем, в каких частях слова каких частей речи может встретиться орфограмма «О, е, ё после шипящих и ц». ∩ слов любой части речи ^ существительных ^ прилагательных ^ наречия □ существительных □ прилагательных □ глаголов
Cлайд 11
1.Орфограмма в корне слова? ДА НЕТ 2. Это слово-исключение? 2. Это слово – глагол (или слово, обр. от глагола) ДА НЕТ ДА НЕТ о ё ё о См. шёлковый печёт сучок «Справку» жёлудь сгущённое ежовый горячо
Cлайд 12
1. Определи часть слова. 2. Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений). 3. Если /\ или определи часть речи. 4. Если существительное, прилагательное, наречие, то под ударением о, без ударения е. (Исключение: ещё). 5. Если глагол и слова, образованные от глагола, то под ударением ё.
Cлайд 13
Прочитать эту схему можно так: а) в корне под ударением пиши ё, если слово можно изменить так, чтобы писалось е (жёлтый – желтеть); остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями; б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о, без ударения – е; в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить. г) слова с суффиксом -ёр – дирижёр, тренажёр, но танцор.
Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Cлайд 16
Восстановите юмористический рассказ, вставляя нужные слова. По ….. мчалась машина. В кабине сидел ……., а в кузове тряслись …………………., …………., …………, ………. и ……….. Каждый был занят своим делом. ……… ел …………, ………… ……………. ……………., нанизывая его на …………. ……….. .. …………….. договаривались о новых ……….. для лошади. ………….. …………. молчал, надвинув на глаза ………….. Настроение у всех было ………………. Будто ехали они на веселое ………….. Вдруг послышался …………. Это лопнул ………. …… ………. ……………….. Все были ……………… происшедшим.
Cлайд 17
Визуализация. Представьте себе вкусную шоколадку. Какого цвета бумажка, в которую она завернута? Вы можете отломить кусочек. А теперь возьмите кисточку и закрасьте изображение шоколадки. Или сотрите его воображаемой тряпкой. Теперь на месте шоколадки представьте слово "шоколад". Сколько в нем букв о? Какая буква вторая по счету? Можете раскрасить это слово, если хотите. А теперь снова представьте себе шоколадку. Ощутите ее приятный вкус и запах. Снова сотрите изображение и напишите слово шоколад. Какие еще слова с буквой о после шипящей в корне вы можете вспомнить? Шуточные стихи: Шорох, шорты и крюшон, Шорник, шомпол, капюшон, Жор, прожорливый, боржом, Шов и шоу, шоры, жом, Шок, крыжовник и мажор, Шоркать, джонка и вечор, Трущоба, чопорный, обжора, Жостово, ужо, Ижора, И чокнуться, с судьбой не споря, В северной реке Печоре. «Как-то раз один обжора Нарядился в капюшон, Зацепился за крыжовник И упал в трущобу он. Тут в кустах раздался шорох: Заяц чокнутый бежал, Разорвал он шов на шортах — Просто чопорный нахал!»
Cлайд 18
1. Место соединения сшитых кусков. 2. Глухой звук, шуршание. 3. Наездник на скачках. 4. Водитель автомобиля. 5. Мощёная щебнем или асфальтированная дорога. 6. Мастер по изготовлению ременной упряжи. 7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия. 8. Презрительное название ненасытного человека. 9. Цирковой артист. 10. Накидка на голову. 11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета. 1 о 2 о 3 о 4 о 5 о 6 о 7 о 8 о 9 о 10 о 11 о
Творческие задания Ассоциации. Придумайте рассказ, используя слова-исключения.
Cлайд 21
Cлайд 22
Cлайд 23
Упражнение на развитие внимания и памяти. Разложите на столе 10 предметов (обычно используем деревянный бочонок, шоколадку, мешочек, расческу , щетку, бечёвка, крючок, шорты, воротничок, желудь (Проверьте только, есть ли в названиях этих предметов орфограмма). Эти предметы закрыты большим платком. Откройте их на 20 секунд. За это время ученики должны запомнить, какие предметы лежат на столе. Затем набросьте платок. Теперь ученики должны правильно записать слова и выделить орфограммы.
Проверь себя 1 – 3,6,7,14,16,21,22,23, 32. 2 –9,12,18, 20, 25,26. 3 –1,5,13,15, 24,30. 4 – 4, 17,27,28,29,31. 5 -2,19,33. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему? 8,10,11-слова с написанием е (а не ё) после шипящих
Cлайд 26
Анализ самостоятельной работы Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.
Cлайд 27
Вставляя недостающие орфограммы, выпишите слова в три колонки: гласные е - о после шипящих 1) в корне; 2) в суффиксе; 3) в окончании. 1. Ож...гся на молоке - и на воду дует. 2. Шутил волк с жеребц...ом, да зубы в горсти унес. 3. Щ...голь ходит живот поджав. 4. Плач...м горю не поможешь. 5. Много есть - не велика честь: обж...рой назовут. 6. Хорош садовник, хорош и крыж...вник. 7. Не сердись- печ... нка лопнет. 8. Своя сторона по ш...рстке гладит, чужая - насупротив.9. На хороший цветок и пч...лка летит. 10. Бережливый - что стыдливый: чуж...го не возьмет. 11. Хорош... жить в поч...те, да ответ велик. 12. Лучше смолоду быть умным, чем под старость мудрец...м. 13. И на ш...ссе бывают ухабы. 14. С умелым бойц...м победа, дружит. 15. Не чванься отц...м, хвались сыном-молодц...м. 16. Лиц...м хорош, да душ...и непригож.. 17. Невелик сверч...к, да громко поет.. 18. Русский ни с меч...м, ни с калач...м не шутит.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы. Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки. Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Cлайд 31
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ 1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило. 2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово. 3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме 4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника. 5. Выпишите из литературного произведения слова с орф., объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).
Cлайд 32
Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О мои подданные!- обратился к ним падишах, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее". Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. "Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем",- сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и - о чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы. Д. Гордон "Терапевтические метафоры",
Cлайд 33
Использованная литература: Гордон Д. "Терапевтические метафоры" Журова Л.Е.Беседы с учителем:3 класс: Книга для учителя//М.:Вентана-Граф,2007. Ларионова Л.Г. /Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2001, с. 112. Фролова Т.Я. Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии // Русский язык в школе. 1995. № 5. Фролова Т.Я. Обучение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил// Русский язык в школе. 2000. № 6. Шатова Е.Г. О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии// Русский язык в школе. 1991. № 4. Интернет – ресурсы.