Неологизмы Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Cлайд 2
Цель Познакомить учащихся с неологизмами как разновидностью лексики Показать сферу их использования в речи
Cлайд 3
По следам выполненных упражнений Выписать из предложений слова изученной прежде лексики. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, а на мшарах бормочут и возятся журавли. Отец пересмотрел запасные камеры, почистил свечи и мотор. Ведет он трактор бороздой. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. Слово бумага заимствовано в четырнадцатом веке из итальянского языка. В кладовой старого дома мы нашли старый, покрытый паутиной бабушкин сундук.
Cлайд 4
Синтаксическая пятиминутка Записать предложение, произвести его синтаксический разбор. 12 апреля 1961 года весь мир, затаив дыхание, слушал первого (нашего!) космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Встретилось ли вам в предложении новое слово? Назовите его.
Cлайд 5
Понаблюдаем вместе! Найдите в предложениях неологизмы. Выпишите их. Папа купил Леше новый компьютер и подключил к нему интернет. На форуме в Екатеринбурге президенту нашей страны ученые представили новый Ёмобиль. В нашей жизни трудно себе представить современную квартиру без холодильника, пылесоса, телевизора, микроволновой печи.
Cлайд 6
Поэтическая пятиминутка Они во мне звучат едва-едва, Старинные, забытые слова. «Долонь», «десница», «выя», «рамена», Как некогда, в иные времена. В.Перкин Укажите в тексте устаревшие слова. К какому разряду устаревших слов их можно отнести?
Cлайд 7
Поэтическая пятиминутка Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком… А.С.Пушкин Найдите устаревшие слова. Почему они стали устаревшими? Что они обозначают?