Повторим вводные слова и словосочетания основные группы вводных слов и словосочетаний
Cлайд 2
Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, горе, удивление) в связи с сообщением К счастью К несчастью К радости К огорчению К досаде К удивлению К изумлению На радость К сожалению На беду Странное дело Удивительное дело На счастье К стыду К ужасу Чего доброго Не ровен час к прискорбию
Cлайд 3
Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность) Конечно Несомненно Очевидно Безусловно Разумеется Бесспорно Вероятно Верно Может быть Должно быть Кажется Казалось бы Видимо По-видимому Пожалуй В самом деле Не правда ли Надо полагать Думаю Надеюсь Полагаю Чай
Cлайд 4
Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения Итак Следовательно Значит Наоборот Напротив Наконец Между прочим Кроме того Стало быть Кстати В частности Например К примеру Таким образом К слову сказать Во-первых Во-вторых С одной стороны С другой стороны Повторяю Подчеркиваю В общем
Cлайд 5
Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей Словом Одним словом Иными словами Иначе говоря Другими словами Коротко говоря Попросту говоря Попросту сказать Если можно так сказать Если можно так выразиться С позволения сказать Лучше сказать Так сказать Что называется
Cлайд 6
Вводные слова, указывающие на источник сообщения Говорят Сообщают Передают По словам… По сведениям… По мнению…. По-моему По-твоему По-нашему По-вашему На мой взгляд По слухам По преданию Помнится Слышно Дескать Мол и другие
Cлайд 7
Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь внимание к излагаемому Видишь (ли) Видите (ли) Понимаешь (ли) Понимаете (ли) Знаешь (ли) Знаете (ли) Пойми(те) поверь(те) послушай(те) Согласись(тесь) Вообрази(те) Представь(те) Представь(те) себе Извини(те) Прости(те) Веришь(те) Веришь(те) ли Пожалуйста
Cлайд 8
Вводные слова, передающие оценку меры того, о чем говорится: самое большее самое меньшее по крайней мере Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого: Бывает Бывало Случается По обычаю По обыкновению
Cлайд 9
Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания По правде По совести По справедливости Кроме шуток Смешно сказать Не в укор будет сказано Признаться сказать Надо признаться Сказать по чести Честно говоря Между нами говоря Между нами будет сказано и другие
Cлайд 10
Не являются вводными и не выделяются запятыми: Авось Буквально Будто Вдобавок Вдруг Ведь В конечном счете Вряд ли все-таки Вроде бы Тем не менее Исключительно Именно К тому же Между тем Небось Приблизительно Примерно Притом Почти Поэтому
Cлайд 11
Вставьте в текст, где нужно, вводные слова, выбрав подходящие из списка: следовательно, к счастью, во-первых, впрочем, иными словами, например, скажем, наоборот, напротив. Слово может расширять свое значение. Кров этимологически означает «крышу», но в сочетаниях типа гостеприимный кров или делить хлеб и кров это слово имеет уже более широкое значение – «дом». В основе подобного рода изменений нередко лежит обыч_й называть в речи часть вместо целого. В других случ_ях значение слова может сузи_ся. Более древн_м значением слова порох было «пыль», порошок – уменьшительное от порох. Но в современн_м русском языке далеко не всякий порошок является порохом, а только тот, который представляет собой особое взрывч_тое вещество. Слово порох сузило свое значение. (По Ю.Откупщикову)
Cлайд 12
Расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова и обращения. 1. Во-первых_ совсем не за тем орел ловит мышей, чтобы их прощать. (М.Салтыков-Щедрин) 2. Казалось, она хотела что-то вспомнить, хоть_ например_ то, каким образом она очутилась здесь. (М.Салтыков-Щедрин) 3. В сущности_ она никогда серьезно об этом не думала. (М.Салтыков-Щедрин) 4. Выискался_ однако ж_ орел, которому опостылело жить в отчуждении. (М.Салтыков-Щедрин) 5. Думал-думал старый ворон и_ наконец_ надумал. (М.Салтыков-Щедрин) 6. – Ты бредишь_ слепой_ – сказала она, – я ничего не вижу. (М.Лермонтов) 7. – А вы разве не едете_ Максим Максимыч? (М.Лермонтов)
Cлайд 13
Расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова и обращения. 1. По-видимому_ десять секунд истекли уже_ и ровно ничего не произошло. (М.Булгаков) 2. Тут Маргаритой овладела мысль_ что_ по сути дела_ она зря так исступленно гонит щетку. (М.Булгаков) 3. Никто_ конечно_ и мысли не допустил такой_ что Степа может быть в Ялте. (М.Булгаков) 4. Да_ но чем_ собственно говоря_ он меня привлек? (М.Булгаков) 5. Я остановился_ взявшись за ручку двери_ и сказал _Простите меня_ княжна!_ (М.Лермонтов) 6. Я не заслужил ваших упреков_ Максим Максимыч. (М.Лермонтов)
Cлайд 14
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки. Найдите сказуемые разных видов, выпишите по одному примеру каждого вида (вместе с подлежащим, если пример взят из двусоставного предложения). К моему величайшему удивлению я оказался музыкальным – так по крайней мере утверждала Марья Гавриловна. Ученье пошло с не ожида_ной быстротой. Инструмента у нас еще не было но Варя Соловьева взявшая надо мною ше_ство не давала мне «повернуть в конюшню» как в последстви_ много лет спустя определил эту мою склон_ость Корней Чуковский. Она ловила меня на улице один раз сняла с забора через который я перел_зал убегая от нее и с упорн_м неподвижным лицом вела к роялю. Квартира дедушки ликвидировалась после смерти бабушки. И нам прислали рояль, тот самый рояль на котор_м я играл спич_чными коробками когда мне было шесть лет. Теперь я начинаю играть упражнения и гаммы дома. Папа доволен тем что у меня обн_руж_лись какие то т_ланты. (Е.Шварц)