Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Бессчастнова С.Н. МОУ «Средняя школа № 20» г. Балаково Строение текста. Стили речи.
Cлайд 2
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще Совесть, Честь… Ах, если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали. И это не просто слова. А.Яшин
Cлайд 3
Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы). ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Заглавие (зависит от содержания). Тема (о чем этот текст?). Основная мысль, идея (в чем нас убеждает? ). Делимость на смысловые части: НАЧАЛО (то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более на более мелкие смысловые части), КОНЕЦ (последняя смысловая часть). Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея). Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа). Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический). Задание: выполнить Упр. 45 из учебник русского языка С.Г.Бархударов (устно).
Cлайд 4
СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: Описание Повествование Рассуждение завязка кульминация развязка тезис доказательство вывод Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте. Задание: Выполнить Упр.48 (устно), 53 (письменно).
Cлайд 5
В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д. Например: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. А. Блок Д1 – Н1 Д2 – Н2 Д3 – Н3 бпа:
Cлайд 6
Укажите новое во втором предложении. Что такое счастье? Соучастие В добрых человеческих делах. Н.Н.Асеева По аналогии с данным примером составьте вопрос; ответьте на него неполным предложением, представляющее собой только новое.
Cлайд 7
В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении . . . . . Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое- Это наше горе, Родина. Правда твоя – Это наша правда, Родина. Слава твоя – Это наша слава, Родина! Р.И.Рождественский «Реквием»
Cлайд 8
Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой, одинаковую концовку – эпифоровой. Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это… . Это -… . Это - … .
Cлайд 9
Лексические средства связи предложений в тексте
Cлайд 10
Морфологические средства связи предложений в тексте
Cлайд 11
Синтаксические средства сравнения: приложение сравнительный оборот
Cлайд 12
Самостоятельная работа с текстом (прилагается). Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.