Цели урока: Знать: об отличительном признаке неопределённых местоимений( неопределённость), образовании неопределённых местоимений, написании. Уметь: находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не.
Cлайд 3
Поставьте местоимения в начальную форму Со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, от которых, сколькими.
Cлайд 4
А.Коваль «На яхте» Однажды куда- то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летели какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зелёные волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть- чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то , наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чём кричат чайки. Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждёт.
Cлайд 5
Ответьте на вопросы Кто плыл на яхте? О чём кричали чайки? Какие люди встретили его? Какой дельфин нырял в волны?
Cлайд 6
Проверь себя Кто-то плыл; какие-то чайки; кричали о чём-то; какие-то люди; кто-нибудь встретит.
Cлайд 7
Неопределённый Точно не установленный Не вполне отчётливый, уклончивый ( Словарь С.И.Ожегова)
Cлайд 8
Местоимения, указывающие на неопределённые предметы, признаки, количества, называются неопределёнными Кто-то Какой-то Сколько-то
Cлайд 9
Просклоняйте местоимение некоторый по падежам, по родам, по числам. И.п. Некоторый Р.п. Некоторого Д.п. Некоторому В.п. Некоторого Т.п. Некоторым П.п. О некотором М.р. Некоторый Ж.р. Некоторая Ср.р Некоторое Ед.ч. Некоторый Мн.ч.Некоторые
Cлайд 10
Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто ,изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.
Cлайд 11
Как образованы неопределённые местоимения? Вопросительные местоимения Неопределённые местоимения Кто Что Который Сколько Некто Нечто Некоторый Несколько кое-кто что-то какой-либо сколько- нибудь
Cлайд 12
Запишите , как образованы данные слова Образец: кое – кто кто. Кое-что, некоторый, некто, кто-то, чей-либо, несколько, что-нибудь, нечто.
Cлайд 13
Расставьте ударение в данных словах : Некто Нечто Некоторый Несколько Приставка не всегда ударная и пишется слитно
Cлайд 14
Подчеркните неопределённые местоимения; объясните их написание, определите синтаксическую роль в предложении. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжестве…ое. Перед к…стром сидело (не)сколько человек. Вдруг раздались чьи(то) шаги. Кто(то) п…стучал в дверь. Что(то) прошелестело рядом, кто(то) прош…л (не)видимый.
Cлайд 15
Сравните неопределённые местоимения в левой и правой колонках. Чем различаются по написанию? кто-нибудь что-либо какой-то кое-кого кое-кому кое-кем кое у кого кое к кому кое с кем От каких условий зависит выбор дефисного и раздельного написания приставки кое-?
Cлайд 16
Составьте простые предложения с однородными членами , употребив в них неопределённые местоимения: Кое о чём, несколько страниц, о чём-либо, о чьём –либо, чьим-нибудь, кое над чем.
Cлайд 17
Замените выделенные местоимения синонимичными. Более свойственными разговорной речи. Друг рассказал мне нечто интересное. Некто забыл дома тетрадь. Дай мне что-либо почитать.
Cлайд 18
Итог урока Назовите неопределённые предложения Почему они так называются? Как изменяются неопределённые местоимения? От каких местоимений и с помощью чего образуются неопределённые местоимения? Расскажите о правописании неопределённых местоимений.
Cлайд 19
Домашнее задание п. 73; упр 417
Cлайд 20
Семенкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка и литературы МОУ «Сосновская СОШ»