Неопределенные местоимения Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Cлайд 2
Цель урока Знать: об отличительном признаке неопределенных местоимений (неопределенности); об образовании неопределенных местоимений, их написании. Уметь: находить неопределенные местоимения; объяснять их синтаксическую роль в предложении; объяснять условия выбора дефисного написания и написания с НЕ.
Cлайд 3
Орфографическая пятиминутка О страстном стремлен… к побед…, проб…раешься по узкой тр…пинке, распол…житься на ветхой те…ассе, уча(?)ствовать в ше(?)ствии по городу, пор…зительная чистота воды, в…схищаться им, узн…вать (о) нем, обм…няться (с) вами мнением, доб…влять ему, н…стигать его, ст…новиться самим с…бой, упр…кать их, изм…нить мнение (о) ней.
Cлайд 4
Задание к диктовке Назовите начальную форму местоимений, их разряд Найдите устойчивое сочетание с местоимением, объясните его значение Подберите синоним к слову ветхий. Подчеркните 1 – 2 глагола, строение которых соответствует схеме:
Cлайд 5
Работа с текстом Однажды когда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки, О чем-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зеленые волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал, Наверно какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то наверное думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждет. А.Коваль
Cлайд 6
Работа с текстом Как говорит автор о том, кто плыл на яхте, о чем кричали чайки, какие люди встречали его и пр.? Выпишите в тетради словосочетания местоимения + слово:
Cлайд 7
Работа с текстом Однажды когда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки, О чем-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зеленые волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал, Наверно какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то наверное думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждет. А.Коваль
Cлайд 8
Проверим себя кто-то плыл, какие-то чайки, кричали о чем-то, какой-то дельфин, какие-то люди, кто-то придумал, кто-нибудь встретит.
Cлайд 9
Неопределенные местоимения Почему выписанные местоимения создают впечатления загадочности, таинственности? Прочитать в учебнике наблюдения на с. 167 - 169
Cлайд 10
Вопросы для закрепления темы Назовите неопределенные местоимения. Почему они так называются? Какие из них изменяются по падежам? Какие по родам и числам? Какое местоимение имеет форму только именительного падежа? А именительного и винительного? От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? С помощью каких морфем? Как они пишутся с этими морфемами? А с приставкой НЕ- ?
Cлайд 11
Работа над закреплением темы Записать предложения, подчеркнуть неопределенные местоимения. По темному небу золотым узором звезд написано нечто торжественное. Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучал в дверь. Кому-то принесли от мастера ларец. Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. Какой-то непонятный звон слышен в лесах.