Автор проекта: учитель русского языка и литературы Корецкая Наталья Викторовна.
Cлайд 2
Данный проект представляет из себя пособие для самостоятельного изучения и закрепления темы «Корни с чередованием» из раздела «Орфография» для учащихся 9-х и 11-х классов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА-9 и ЕГЭ.
Cлайд 3
Содержание: 1. Определение чередования 2. Чередования в русском языке 3. Из истории языка 4. Условия чередования 5. Слова-исключения 6. Тренажер «Проверь себя!» 7. Упражнение на закрепление 8. Использованные материалы
Cлайд 4
Чередование - языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении общего лексического значения однокоренных слов. РЕКА-РЕЧНОЙ К//Ч ЗАПЕР-ОТПИРАТЬ Е//И
Cлайд 5
Чередования в русском языке Согласные Гласные
Cлайд 6
*Из истории языка Чередования согласных и гласных возникли в праславянском языке с падением редуцированных. Действием закона палатализации в праславянскую эпоху обусловлены следующие современные чередования: I палатализация: К//Ч;Г//Ж;Х//Ш рука-ручка II палатализация: K//Ц;Г//З;Х//Ц Бог-в Бозе III палатализация: K//Ц;Г//З князь-княгиня IVпалатализация: Б//БЛ;В//ВЛ ловить-ловлю
Cлайд 7
Условия чередования: 1. Наличие суффикса –А- 2. Ударение 3. Чередование согласных в корне 4. Лексическое значение 5. Требуется запоминание 6. Слова-исключения
Лексическое значение слова мак-мок непромокающий плащ обмакнуть пельмень в сметану Мак - ЛЗ: обволакивать жидкостью Мок - ЛЗ: пропускать жидкость через себя равн-ровн поравняться с товарищем выровнить площадку Равн - ЛЗ: стать подобным другому Ровн - ЛЗ: стать гладким, ровным
Cлайд 12
Нужно запомнить! Плав-плов-плыв Поплавок-пловец-плывун
Проверь себя! Перет(И/Е)рать краски Провести к(А/О)сательную Вым(И/Е)рающие животные Отр(А/О)сль промышленности Забл(И/Е)стел на солнце Поск(А/О)чу навстречу другу Подр(А/О)вняться в строю Сотв(А/О)рение мира
Cлайд 15
Правильный ответ!!!
Cлайд 16
Ошибка!!!
Cлайд 17
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: А весна, как и прежде, уб рала красой землю. Снег падает, мелькает, вьется, л жится пеленой. Белый пар по лугам расст лается. Там гаснет огонь машины и заж гается другой, огонь очага или камина. Он писал, что ум рает спокойно, потому что жалеть нечего. Встали зори ясные, оз ряя снег. Вчера без толку просидел весь день над попл вками. Кругом далекая р внина да толпы обг релых пней. И И И И А А А О О
Cлайд 18
Использованные материалы: 1. Бодуэн де Куртенэ. Опыт теории фонетических альтернаций. – В кн. Избранные труды по общему языкознанию, Т.1.М.,1963. 2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. 3. Хабургаев Г.А. Старославянский язык: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974. 4. Маслов Ю.С. О типологии чередований. – В кн.: Звуковой строй языка. М.,1979. 5. Русская грамматика. Т.1. М., 1980. 6. www.уроки.ru 7. www.StudySphere.ru