После повторения и изучения темы вы будете знать: правила правописания букв о-а в корнях лаг-лож, раст-рос-ращ, гор-гар, кос-кас, мок-мак равн-ровн, скак-скоч, зор-зар. В результате усвоения темы вы будете уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать орфограммы; разбирать слова по составу.
Cлайд 2
Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях? Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице. Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы. Корни слов Пишется а Пишется о -лаг-лож В корне –лаг- перед г: предлагать В корне –лож- перед ж: предложить -раст-рос-ращ В корнях слов перед согласными ст, щ: Растение, наращивать В корнях слов перед согласной с: Вырос, заросли -кос(н) -кас- В корне перед суффиксом а: касаться В корне, если нет суффикса а: коснуться -скак- скоч- Перед согласным к корня: скакать, проскакал Перед согласным ч корня: вскочить, выскочить Исключения: росток, отрасль; скачу, скачок; С о пишутся слова: Ростов, Ростислав, ростовщик
Cлайд 3
Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли. Ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка. К…саться вопроса, легкое прик..сновение , к…сательная линия, к..снулись меня, прик…саться воды, к..сание мяча. Изучите приведенную выше таблицу. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания. Графически обозначьте орфограммы Проверьте свою работу по ключу № 1 и оцените её.
Cлайд 4
РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли. СкАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка. КАсаться вопроса, легкое прик.Основение , кАсательная линия, кО.снулись меня, прикАсаться воды, к.Асание мяча.
Cлайд 5
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.. К…саться, к…снуться, неук…снительно, прик..сновение, прик…саться, прик..сание, неприк…сновен- ность, прик…снуться, соприк…саться, соприк..сновение. Прочитайте слово, найдите корень. Выясните, есть ли суффикс –а. Руководствуясь правилом, запишите слово. Проверьте свою работу по ключу и оцените её.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите. Какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения. К…саться , к..сание, к…сательная, к..сательно. Проверьте свою работу по ключу
Cлайд 8
КАсаться (глагол), к.Асание (существительное), кАсательная (существительное, профессиональное), кАсательно (наречие). Я не хотела касаться темы воспитания при разговоре с мамой. Мария чувствовал касание теплых рук брата на своих плечах. На уроке математики надо было несколько раз провести касательную линию. Наша встреча проходила касательно будущих экзаменов.
Cлайд 9
Спишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы Дог..рать ,дог..реть, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать, ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р, сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается. Прочитайте слово, найдите корень. Выясните, падает ли ударение на корень. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу. (Если самим не удается, воспользуйтесь справочной литературой).
Cлайд 12
Запишите слова гора, загорать, горе и выделите с в них корень. - Однокоренные ли эти слова? Почему? - Как называются такие слова? - Распределите по трем колонкам слова загораться, угоревший загар, горец, загорелый, горы -гор- - гор- -гар- - Как вы думаете, почему в колонках дважды написан корень –гор-?
Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения. Расположился на отдых, собираются друзья, разгорелся спор, прилагаются документы, вечерняя заря, прикоснуться к земле, уравняться в правах, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, выскачу из дома, Ростислав живет в Ростове, равнина впереди, промочить ноги, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается.
Cлайд 17
Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их. Лес был полон жизни , и его голоса заставляли мальчиков часто останавливаться ,чутко прислушиваться. Догорала зоря. Солнце уже поднималось, нежно косалось стволов ,зажигало гарячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко расли на поляни. Под лучами блистела роса. Дрозды сидели на мокушках деревьев и громко распивали.
Cлайд 18
Ключ 1. заря 2. касалось 3. Горячими 4. росли 5. на поляне 6. блестела 7. на макушках 8. распевали
Cлайд 19
Распределите слова в два столбика: в один с гласной А , в другой с гласной –О. Г..рь, г..релка, з..рница, соприк..саться, взр..слеть, выр..внивать, заг…р, уг..реть, ур…внение, накл…нность, оз…рять, пог..реть, кас..ние, кл..няться, р..стение, отр…слевой, разг..реться, к..сательство, пог…релец.