Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010
Cлайд 2
Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее известным, обобщаем прочитанное.
Cлайд 3
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Прочитайте стихотворение И.А.Бунина
Cлайд 4
Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения? Что является в нём символом красоты? Читая стихотворение, мы воссоздаём в воображении картину знойного летнего полдня, видим безоблачное небо, полевую дорогу, цветы, колосья и травы, слышим гудение шмелей и понимаем: вот оно прекрасное. «Полевые пути меж колосьев и трав» вобрали в себя всё, что есть прекрасного в мире, выросли в символ красоты.
Cлайд 5
Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к милосердным коленам? Эти слова обладают ассоциативностью (лат. associatio – соединение), благодаря чему они становятся способными вызвать реминисценции, т.е. напомнить об известных явлениях. Каких? Притча о блудном сыне, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Ассоциации необычайно углубляют смысл произведения.
Cлайд 6
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Какие смыслы открывает нам первое прочтение стихотворения? О чём идёт речь? Речь идёт об итоге жизни. Господь спрашивает человека, был ли тот счастлив. И человек вспоминает моменты наивысшего счастья – встречу с Прекрасным. Но он чувствует какую-то вину, в чём-то раскаивается.
Cлайд 7
В чём раскаивается лирический герой? Понять это можно, вспомнив библейскую притчу. Младший сын не просто ушёл от отца, забрав свою долю наследства. Сын как бы сказал отцу: ты мне не нужен, нужно только наследство, я хочу получить всё сейчас и жить по-своему. Но юноша не смог жить своим умом и вынужден возвратиться к отцу. А отец не только не прогнал его, но радостно принял как сына, поступил не по справедливости, а по милосердию. Поэтому так выразителен бунинский эпитет «к милосердным коленам».
Cлайд 8
Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной Рембрандта? Мы вспоминаем картину Рембрандта : измученного человека в лохмотьях, припавшего к коленам отца. Вся фигура сына говорит о пережитых невзгодах, о раскаянии, а жест старика выражает любовь и прощение.
Cлайд 9
Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога.
Cлайд 10
И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем в смысл стихотворения. Речь идёт об осмыслении жизни. Поэт высказывает мысль: человек в земной жизни забывает о Небесном Отце, пытается жить по-своему, но рано или поздно вынужден возвратиться к Нему. И только вернувшись к Отцу, человек в полной мере осознаёт, что красота – это мир, окружавший его. И душу человека переполняет чувство благодарности к Богу, который создал эту красоту и подарил её человеку. В его сладостных слезах всё: и прозрение, и раскаяние, и мольба о прощении, и чистая сыновняя любовь. Мысль автора выражена благодаря ассоциативности лексики.
Cлайд 11
Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка. Синтаксические особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии. Использование народно-поэтического стиля в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения.
Cлайд 12
Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите это, обратившись к стихотворению Пушкина «На статую играющего в бабки». Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
Cлайд 13
Обобщим сказанное Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.
Cлайд 14
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.