Буквы о - а в корне – раст- - -рос- Парушкина Г.Н. МКОУ «Бородинская ООШ» Омской обл.
Cлайд 2
Проверка домашнего задания 1. «Кто больше?» Подберите слова с морфемами: воз- и воз- (1 вариант); низ- и низ- (2 вариант). Сделайте выводы о правописании согласной з на конце приставки и в корне.
Cлайд 3
Пол гать А ГА Пол жить О Ж
Cлайд 4
Прочитайте 4 глагола и 4 имени существительных с корнем – лаг- (-лож-), взятых из словаря. Объясните написание о или а в корне. Бывают ли слова с корнем – лаг- без приставок? А с корнем –лож-?
Cлайд 5
Прочитайте составленные дома предложения (упр.436) Разберите письменно по составу слово расположиться.
Cлайд 6
Знакомство с правописанием букв о-а в корне -раст- (-рос-) Рассмотрите таблицу на с.169. Попробуем самостоятельно по таблице вывести правило. С каких слов начиналось предыдущее правило? 2. Назовите корень, данный в заголовке. 3. Какие буквы выделены в таблице крупно? Почему?
Cлайд 7
4. Какая же буква пишется? Посмотрите в нижнюю графу таблицы. 5. Как вы думаете, почему не выделена буква, перед которой пишется о? 6. Продолжите правило. 7. Как вы думаете, почему в название корня не включен корень –ращ-?
Cлайд 8
Тренировочные упражнения Запишите предложение. О каком герое идёт речь? Отчуждённый несчастьем своим от общества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И.С.Тургенев) Слова с корнем –раст- - -рос- разберите по составу.
Cлайд 9
Cлайд 10
Шагаем, подпрыгивая! Улыбаемся! Всем весело!
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Синтаксическая минутка Разберите предложения по членам предложения. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой… Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. (Л.Толстой)
Cлайд 17
Выполните упражнение 437 (2 строчки)
Cлайд 18
Раст- и ращ- всегда пишем с буквой а ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль, подросток.
Cлайд 19
Словарная работа Маршрут - Правильный
Cлайд 20
Тренировочные упражнения Запишите слова с корнем – раст- - -рос- в два столбика: с а с о Зар..сли, выр..щенные, р..стения, пор..сль, р..сточек, отр..сль.
Cлайд 21
Cлайд 22
Зачем возрастаю? Снегурка спросила меня. Я знаю, что скоро растаю, Лишь только увижу весёлую стаю, Растаю, по камням звеня… Ф. Сологуб
Cлайд 23
возрастать растаять росинка Ч. а с о (росы)
Cлайд 24
а о
Cлайд 25
а о
Cлайд 26
Домашняя работа Упражнение 441, выучить словарные слова § 84
Cлайд 27
Рефлексия. – Понравился ли вам сегодняшний урок? – Что нового вы узнали на уроке? – Чем был полезен для вас урок?
Cлайд 28
Cлайд 29
Источник шаблона: Бондаренко Татьяна Николаевна, МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов, http://pedsovet.su/ Источники использованных фонов: http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607 http://www.solnushki.ru/creative/clip0046 http://art8you.net/clipart/books/