Задание: Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий. 1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. А. Пушкин
Cлайд 6
Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь, сгорбленного старостью, покрытых снегом
Cлайд 7
Что обозначают прилагательные? На какой вопрос они отвечают? Какую синтаксическую функцию выполняют? Как изменяются прилагательные? От каких частей речи образуются прилагательные?
Cлайд 8
М.р. Ед. ч. И.п. Серебристый сверкающий свет Р.п. Серебристого сверкающего света Д.п. Серебристому сверкающему свету В.п. Серебристый сверкающий свет Т.п. Серебристым сверкающим светом П.п. о серебристом сверкающем свете
Cлайд 9
Ж.р. Ед. ч. И.п. молодая смеющаяся девушка Р.п. молодой смеющейся девушки Д.п. молодой смеющейся девушке В.п. молодую смеющуюся девушку Т.п. молодой смеющейся девушкой П.п. о молодой смеющейся девушке
Cлайд 10
С.р. Ед. ч. И.п. темное грохочущее небо Р.п. темного грохочущего неба Д.п. темному грохочущему небу В.п. темное грохочущее небо Т.п. темным грохочущим небом П.п. о темном грохочущем небе
Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. 1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с берега или с борта корабля {огромный, ровный и гладкий)…….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) …..холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами. 2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, (перегнувшийся)…….к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)……..к (завтрашний)…….дню. Р. Стивенсон
Cлайд 13
Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами. 2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, перегнувшимися к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек, пострадавших в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать поджаренной свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно относящихся к завтрашнему дню. Р. Стивенсон
Cлайд 14
Образуйте краткие формы от причастий Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые, победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся, ждущие. Нарисован, приукрашен, ведом, видим
Cлайд 15
Морфологические признаки причастий От прилагательного Согласуются в роде, числе и падеже. 2. Имеют полную и краткую форму. 3. В предложении чаще всего являются определениями. От глагола Вид — совершенный и несовершенный. Возвратное и невозвратное. Время — настоящее и прошедшее.
Cлайд 16
Задайте вопрос к причастиям. 1) Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт. 2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом перед Сильвером, прорвалось наружу. 3) Краем глаза я заметил движущуюся тень. Р. Стивенсон
Cлайд 17
Найди причастия, выпиши их и укажи морфологические признаки: Детские народные приметы и суеверия Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши. Незавязанные шнурки — предвестники разбитого носа. Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели. Отлупивший девочку — дурак. Заглянувшему в школу откроется бездна знаний. Наказанного — простят. Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит. Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, — к мелким неприятностям. Г. Остер