НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ – ЗНАЧИТ НАУЧИТЬСЯ СТРОИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Основная функция Общение Назначение Передача информации Сфера применения Беседа, частная переписка Разновидности Литературно-разговорный и разговорно-бытовой Тематика События, погода, здоровье, новости Формы Устная (преобладающая форма общения) и письменная Характерные черты Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность
Cлайд 3
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация. Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
Cлайд 4
ЛЕКСИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ОТТЕНКАМИ ЭКСПРЕССИВНОЙ ОКРАСКИ существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка, дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.; прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.; глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать, жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др. наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
Cлайд 5
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ стилистически выразительны содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
Cлайд 6
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ СВЯЗАНЫ С ЕГО ЭКСПРЕССИВНОСТЬЮ И ОЦЕНОЧНОСТЬЮ В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер: ак/-як: добряк, здоровяк; ан/-ян: старикан, грубиян; ач: бородач, силач; ежк(а): зубрежка, кормежка; отн(я): беготня, пачкотня; ыш: глупыш, крепыш; -яг(а): доходяга, работяга
Cлайд 7
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ СВЯЗАНЫ С ЕГО ЭКСПРЕССИВНОСТЬЮ И ОЦЕНОЧНОСТЬЮ Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы: аст-: глазастый, языкастый; енн-: здоровенный, обалденный. К разговорной лексике относятся глаголы на: ничать: бродяжничать, жеманничать; ивать: пошаливать, поговаривать.
Cлайд 8
СИНТАКСИС 1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений: Кого они любят? Что им надо? (М. Горький). За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький). 2. Использование неполных предложений в диалоге: - А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.
Cлайд 9
СИНТАКСИС 3. Часто допускаются лексические повторы: Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский). 4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи: Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
Cлайд 10
ЭТИКЕТ – ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов. Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах. Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Cлайд 11
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого__ как вежливость. Сервантес
Cлайд 12
СИТУАЦИЯ 1 Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик. -Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю. В чём не прав мальчик?
Cлайд 13
СИТУАЦИЯ 2 Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
Cлайд 14
ВОСПИТЫВАЙТЕ В СЕБЕ ПРИВЫЧКУ ПОСТОЯННО ПОМНИТЬ ОБ ОКРУЖАЮЩИХ: не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями; закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь; не забывай говорить "волшебные слова"; помоги пожилому человеку или малышу; если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним; помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах; помни: ты –человек, веди себя по-человечески!