Дорогие ребята! Путешествуя по стране Морфология в 6 классе, вы останавливались в городах Имя существительное, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение и Глагол. Каждый из этих городов удивителен по-своему. Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в эту замечательную страну, а заодно и проверить, как хорошо вы в ней ориентируетесь. Сопровождать вас в путешествии будут забавные весёлые мышата.
Cлайд 3
КУДА ПОЙДЕМ СНАЧАЛА?
Cлайд 4
1. Указать существительное общего рода: фамилия тихоня радио знамя впечатление ПОДСКАЗКА Подумай ещё, а лучше загляни в подсказку! О, какой ты умный!
Cлайд 5
2. Указать несклоняемое существительное обжора племя какаду коллега путь ПОДСКАЗКА О, какой ты умный! Подумай ещё, а лучше загляни в подсказку!
Cлайд 6
3. Указать существительное женского рода колибри шимпанзе рефери кашпо кольраби Подумай ещё, а лучше загляни в подсказку! О, какой ты умный! ПОДСКАЗКА
Cлайд 7
3. Указать разносклоняемое существительное светофор жалюзи жадина кашпо время Подумай ещё, а лучше загляни в подсказку! О, какой ты умный! ПОДСКАЗКА
Cлайд 8
4. Указать существительное, которое с НЕ пишется раздельно? (не)нависть (не)правда, а ложь (не)аккуратность (не)брежность ПОДСКАЗКА О, какой ты умный! Подумай ещё, а лучше загляни в подсказку!
Cлайд 9
3. Указать существительное 3 склонения академия Из-за туч вредина пламя роскошь Подумай ещё, а лучше загляни в подсказку! О, какой ты умный! ПОДСКАЗКА
Cлайд 10
Некоторые существительные с окончаниями -а (я) называют лиц и мужского, и женского пола. Это существительные общего рода, например: плакса, недотрога, ябеда, неряха. В зависимости от пола обозначаемого ими лица эти существительные могут быть отнесены либо к женскому, либо к мужскому роду: маленькая плакса — маленький плакса, такой вредина — такая вредина, страшный неряха — страшная неряха. Кроме подобных слов, к существительным общего рода могут быть отнесены: 1) неизменяемые фамилии: Макаренко, Малых, Дефье, Мишон, Гюго и т. п.; 2) разговорные формы некоторых имён собственных: Саша, Валя, Женя. ПОДСКАЗКА!
Cлайд 11
ПОДСКАЗКА! К разносклоняемым существительным относятся: 1) десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя); 2) существительное путь;
Cлайд 12
ПОДСКАЗКА! Суффиксы прилагательных слитно раздельно Не употребляются без НЕ: ненастный , (ненастье) ненавидимый (невидимка) Можно заменить синонимом без НЕ: небольшой (маленький) недруг (враг) Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький. Не грубость, а уверенность Река мелкая? Река не мелкая. Если есть слова, усиливающие отрицание: ничуть, нисколько, далеко, вовсе, отнюдь, совсем и т.д.: отнюдь не верное нисколько не радостное
Cлайд 13
ПОДСКАЗКА! Несклоняемые существительные - это такие существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание. Например: такси, тире, кофе, пальто, эскимо . Все несклоняемые существительные в основном среднего рода. Исключение составляют слова ПЕНАЛЬТИ - оно мужского рода, а слова КОЛЬРАБИ и АВЕНЮ - женского. С одушевленными же существительными вообще все просто. Если они обозначают лиц женского пола, то относятся к женскому роду: толстая мадам. Если они обозначают лиц мужского пола или животных, то относятся к мужскому роду: предприимчивый буржуа, розовый фламинго.
Cлайд 14
ПОДСКАЗКА!
Cлайд 15
ПОДСКАЗКА! Несклоняемые существительные - это такие существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание. Например: такси, тире, кофе, пальто, эскимо . Все несклоняемые существительные в основном среднего рода. Исключение составляют слова ПЕНАЛЬТИ - оно мужского рода, а слова КОЛЬРАБИ и АВЕНЮ - женского. С одушевленными же существительными вообще все просто. Если они обозначают лиц женского пола, то относятся к женскому роду: толстая мадам. Если они обозначают лиц мужского пола или животных, то относятся к мужскому роду: предприимчивый буржуа, розовый фламинго.
Cлайд 16
летний Указать качественное прилагательное мышиный забавный меховой К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 17
дедушкин Указать относительное прилагательное умный тиха сельский К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 18
Январские морозы Указать притяжательное прилагательное Норковая шапка Лисья нора Отличный ответ К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 19
(не)большой, а маленький дом Указать прилагательное, которое с НЕ пишется СЛИТНО вовсе (не)интересный урок (не)дорогой, но красивый плащ (не)короткий , а дальний путь К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 20
(не)простое решение Указать прилагательное, которое с НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО (не)интересный фильм (не)настная погода далеко (не)глупый К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 21
свежее Указать прилагательное в форме превосходной степени высочайший Более мягкий темнее К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 22
Самый большой Указать прилагательное в форме сравнительной степени легчайший веселее наиболее сложный К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 23
Петуши(Н,НН)ый Указать прилагательное с НН Серебря(Н,НН)ый Оловя(Н,НН)ый пчели(Н,НН)ый К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 24
Соломе(Н,НН)ый Указать прилагательное с Н Стари(Н,НН)ый Кожа(Н,НН)ый тума(Н,НН)ый К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 25
Француз..ий Указать прилагательное с суффиксом -СК- Немец..ий Вяз..ий рыбац..ий К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 26
Железно(дорожный) Указать прилагательное с дефисным написанием Вечно(зелёные) Голубо(глазый) плодово(ягодное) К сожалению, ты ошибся Молодец! ПОДСКАЗКА
Cлайд 27
ПОДСКАЗКА! Сравнительная степень прилагательного Превосходная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом. Он лучше меня; Он красивее меня; Большой - менее большой, красивый – менее красивый. обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени. Красивый – красивейший, мягкий – мягчайший, добрый – добрейший. Он мой лучший друг; Она самая красивая девочка в нашем классе.
Cлайд 28
ПОДСКАЗКА! Н НН 1) Первообразные прилагательные: синий, зеленый, пьяный, пряный, рьяный, румяный, ядреный, медвяный, багряный, рдяный, единый, юный, свиной - Если прилагательное образовано от существительного при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин- Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный Примеры: мышь - мышиный, песок - песчаный, серебро - серебряный 1) Если прилагательное образовано от существительного при помощи суффиксов -онн-, -енн- Исключение: ветреный (но: безветренный) Примеры: время - временный, экскурсия - экскурсионный 2) Если прилагательное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на -н, при помощи суффикса -н- Примеры: картина - картинный, старина - старинный
Cлайд 29
Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные обозначают различные качества предмета: Характерными грамматическими и словообразовательными особенностями качественных прилагательных являются: наличие степеней сравнения; Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший. наличие полной и краткой формы; Строгий – строг, старый – стар. обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к: материалу: железный, месту: деревенский, времени: вчерашний, осенний; действию: стиральный, подготовительный; назначению: спортивный; лицу: родительский; числу: двойной, тройной; Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени. обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след. Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени
Cлайд 30
Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные обозначают различные качества предмета: Характерными грамматическими и словообразовательными особенностями качественных прилагательных являются: наличие степеней сравнения; Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший. наличие полной и краткой формы; Строгий – строг, старый – стар. обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к: материалу: железный, месту: деревенский, времени: вчерашний, осенний; действию: стиральный, подготовительный; назначению: спортивный; лицу: родительский; числу: двойной, тройной; Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени. обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след. Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени
Cлайд 31
Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные обозначают различные качества предмета: Характерными грамматическими и словообразовательными особенностями качественных прилагательных являются: наличие степеней сравнения; Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший. наличие полной и краткой формы; Строгий – строг, старый – стар. обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к: материалу: железный, месту: деревенский, времени: вчерашний, осенний; действию: стиральный, подготовительный; назначению: спортивный; лицу: родительский; числу: двойной, тройной; Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени. обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след. Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени
Cлайд 32
ПОДСКАЗКА! Суффиксы прилагательных слитно раздельно Не употребляются без НЕ: ненастный , (ненастье) ненавидимый (невидимка) Можно заменить синонимом без НЕ: небольшой (маленький) недруг (враг) Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький. Не грубость, а уверенность Река мелкая? Река не мелкая. Если есть слова, усиливающие отрицание: ничуть, нисколько, далеко, вовсе, отнюдь, совсем и т.д.: отнюдь не верное нисколько не радостное
Cлайд 33
ПОДСКАЗКА! Суффиксы прилагательных слитно раздельно Не употребляются без НЕ: ненастный , (ненастье) ненавидимый (невидимка) Можно заменить синонимом без НЕ: небольшой (маленький) недруг (враг) Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький. Не грубость, а уверенность Река мелкая? Река не мелкая. Если есть слова, усиливающие отрицание: ничуть, нисколько, далеко, вовсе, отнюдь, совсем и т.д.: отнюдь не верное нисколько не радостное
Cлайд 34
ПОДСКАЗКА! Сравнительная степень прилагательного Превосходная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом. Он лучше меня; Он красивее меня; Большой - менее большой, красивый – менее красивый. обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени. Красивый – красивейший, мягкий – мягчайший, добрый – добрейший. Он мой лучший друг; Она самая красивая девочка в нашем классе.
Cлайд 35
суффикс -ск- пишется в относительных прилагательных: абхазы → абхазский; суффикс -к- пишется: в качественных прилагательных (такие прилагательные имеют краткую форму): низкий (низок); в относительных прилагательных, образованных от существительных на ц, к, ч: немец → немецкий; при правописании прилагательных с суффиксом -ск- следует помнить: если основа производящего существительного оканчивается на с, то в прилагательном пишется две буквы с; Белорус → белорусский. ПОДСКАЗКА!
Cлайд 36
ПОДСКАЗКА! Н НН 1) Первообразные прилагательные: синий, зеленый, пьяный, пряный, рьяный, румяный, ядреный, медвяный, багряный, рдяный, единый, юный, свиной - Если прилагательное образовано от существительного при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин- Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный Примеры: мышь - мышиный, песок - песчаный, серебро - серебряный 1) Если прилагательное образовано от существительного при помощи суффиксов -онн-, -енн- Исключение: ветреный (но: безветренный) Примеры: время - временный, экскурсия - экскурсионный 2) Если прилагательное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на -н, при помощи суффикса -н- Примеры: картина - картинный, старина - старинный
Cлайд 37
ПОДСКАЗКА! слитно от сложных сущ.: пешеходный , паровозный из сочетаний слов: железнодорожный (железная дорога) древнерусский (Древняя Русь) в сочетании с наречием: высокообразованный быстротечный раздельно качество с дополнительным оттенком, однородные прил. (= и, но, не только): кисло-сладкий горько-соленый англо-русский 2. оттенки цвета: иссиня-черный молочно-белый бледно-розовый
Cлайд 38
семеро двойня пятерня шестиклассник Указать ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Вот это МОЗГ! Увы! Вспомни правило!
Cлайд 39
ПОДСКАЗКА Пятьдесят шесть одиннадцатый трое Две третьих Указать СОБИРАТЕЛЬНОЕ числительное Вот это МОЗГ! Увы! Вспомни правило!
Cлайд 40
ПОДСКАЗКА один первый Двадцать два пятеро Указать ПОРЯДКОВОЕ числительное Вот это МОЗГ! Увы! Вспомни правило!
Cлайд 41
ПОДСКАЗКА В двухстах метрах Сорока двумя рублями О семидесяти трёх книгах Пятистами тремя граммами Указать ошибку при склонении числительного Вот это МОЗГ! Увы! Вспомни правило!
Cлайд 42
ПОДСКАЗКА В обоих руках Обоими государствами По обеим сторонам К обоим деревьям Указать ошибку в употреблении числительного Вот это МОЗГ! Увы! Вспомни правило!
Cлайд 43
ПОДСКАЗКА Трое друзей Двое ножниц Семеро козлят Четверо студенток Указать ошибку в употреблении числительного Вот это МОЗГ! Увы! Вспомни правило!
Cлайд 44
ПОДСКАЗКА Пят(?)десят Сем(?)десят Шест(?)надцать Вос(?)мью В каком числительном НЕ пишется Ь? Вот это МОЗГ! Увы! Вспомни правило!
Cлайд 45
ПОДСКАЗКА! Количественные числительные Порядковые числительные обозначают количество предметов при счёте (два стола, сто рублей) или отвлечённое число (два, сто) и отвечают на вопрос сколько? Числительные, обозначающие целое число Пять, семьдесят два Собирательные числительные обозначают определённое количество предметов как одно целое. Двое, трое, пятеро. Дробные числительные Пять шестых, одна вторая, полтора обозначают порядковый номер предметов при счёте, то есть порядковые числительные, указывая на порядковый номер предмета. Первый день, пятнадцатый день.
Cлайд 46
ПОДСКАЗКА! Количественные числительные Порядковые числительные обозначают количество предметов при счёте (два стола, сто рублей) или отвлечённое число (два, сто) и отвечают на вопрос сколько? Числительные, обозначающие целое число Пять, семьдесят два Собирательные числительные обозначают определённое количество предметов как одно целое. Двое, трое, пятеро. Дробные числительные Пять шестых, одна вторая, полтора обозначают порядковый номер предметов при счёте, то есть порядковые числительные, указывая на порядковый номер предмета. Первый день, пятнадцатый день.
Cлайд 47
ПОДСКАЗКА! 1) В именительном и винительном падежах числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с ь на конце слова. Пять, пятнадцать, тридцать. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 – с ь в середине слова. Пятьдесят, шестьсот, девятьсот. 2) В середине числительных: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать – ь не пишется. 3) Слово одиннадцать пишется с удвоенной согласной буквой.
Cлайд 48
ПОДСКАЗКА! Собирательные числительные (кроме слова оба) могут сочетаться: с существительными, имеющими только форму множественного числа: Двое щипцов, двое ножниц. с существительными дети, ребята, люди: Двое детей, трое ребят. с существительными, обозначающими лиц мужского пола: Двое друзей. с существительными, обозначающими детёнышей животных: Двое котят. с личными местоимениями: Нас было трое. С существительными женского рода собирательные числительные не употребляются! Слово оба изменяется по родам: оба – мужской и средний род (нет формы обои!), обе – женский род.
Cлайд 49
ПОДСКАЗКА! Склонение числительных: склонение числительных один, два, три, четыре напоминает склонение имён прилагательных; числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные третьего склонения (например, как существительное степь); числительные сорок, девяносто и сто при склонении имеют лишь две формы: именительный падеж и винительный падеж – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста; при склонении сложных количественных числительных 5–80, 200–900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они в одно слово (пятьдесят – пятидесяти). сто рублей – триста рублей; нет ста рублей – нет трёхсот□ рублей, к ста рублям – к трёмстам рублям. в составных количественных числительных склоняются все слова и все части сложных слов Девятьюстами шестьюдесятью тремя
Cлайд 50
ПОДСКАЗКА! Собирательные числительные (кроме слова оба) могут сочетаться: с существительными, имеющими только форму множественного числа: Двое щипцов, двое ножниц. с существительными дети, ребята, люди: Двое детей, трое ребят. с существительными, обозначающими лиц мужского пола: Двое друзей. с существительными, обозначающими детёнышей животных: Двое котят. с личными местоимениями: Нас было трое. С существительными женского рода собирательные числительные не употребляются! Слово оба изменяется по родам: оба – мужской и средний род (нет формы обои!), обе – женский род.
Cлайд 51
Этот день Указать определи тельное местоимение Твоя подруга Какое-нибудь дело Весь мир Я огорчена Я в восхищении! ПОДСКАЗКА Поверь в себя
Cлайд 52
узнать себя Указать притяжательное местоимение моё мнение Некого винить Кто-то из класса Я огорчена Я в восхищении! ПОДСКАЗКА Ни о чём не жалеть
Cлайд 53
Спросить обо мне Указать неопределённое местоимение Никого не увидел Несколько человек Нашего класса Я огорчена Я в восхищении! ПОДСКАЗКА Каждый год
Cлайд 54
Какой-то звук Указать отрицательное местоимение Те правила любой ученик тебе помогут Я огорчена Я в восхищении! ПОДСКАЗКА Никаких подсказок
Cлайд 55
ваше здоровье Указать указательное местоимение Ни с кем не дружит таких детей Всякий раз Я огорчена Я в восхищении! ПОДСКАЗКА гордиться собой
Cлайд 56
Указать в каком случае пишется НЕ? ПОДСКАЗКА н..кого не было н..кого позвать н.. с кем не подружился н.. о ком не думал Будь повнимательнее Ты супер!
Cлайд 57
Указать в каком случае пишется НЕ раздельно? ПОДСКАЗКА (не)кого пригласить (не)(с)кем поговорить (не)чем заняться (не)кем заменить Будь повнимательнее Ты супер!
Cлайд 58
Указать в каком случае пишется НИ? ПОДСКАЗКА (н..)сколько не обиделся (н..)сколько лет (н..)когда читать (н..)кого воспитывать Будь повнимательнее Ты супер!
Cлайд 59
Который час? Указать относительное местоимение Мне не спится Кто-то постучался Дом, в котором живу Я огорчена Я в восхищении! ПОДСКАЗКА Никто не забыт
Cлайд 60
думай обо мне Указать личное местоимение Никто не увидел все люди то испытание Я огорчена Я в восхищении! ПОДСКАЗКА другие школы
Cлайд 61
ПОДСКАЗКА! Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Возвратное (себя) Вопросительные (что? кто? какой? чей? который? сколько?) Относительные (что, кто, какой, чей, который, сколько в сложном предложении) Неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-нибудь) Отрицательные (никто, ничто, никакой, нисколько, ни у кого, не с кем и т.д.) Указательные (этот, тот, такой, то, столько) Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой) 9. Определительные (весь, всякий, иной, другой, всё, каждый, любой, самый)
Cлайд 62
ПОДСКАЗКА! Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Возвратное (себя) Вопросительные (что? кто? какой? чей? который? сколько?) Относительные (что, кто, какой, чей, который, сколько в сложном предложении) Неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-нибудь) Отрицательные (никто, ничто, никакой, нисколько, ни у кого, не с кем и т.д.) Указательные (этот, тот, такой, то, столько) Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой) 9. Определительные (весь, всякий, иной, другой, всё, каждый, любой, самый)
Cлайд 63
ПОДСКАЗКА! Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Возвратное (себя) Вопросительные (что? кто? какой? чей? который? сколько?) Относительные (что, кто, какой, чей, который, сколько в сложном предложении) Неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-нибудь) Отрицательные (никто, ничто, никакой, нисколько, ни у кого, не с кем и т.д.) Указательные (этот, тот, такой, то, столько) Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой) 9. Определительные (весь, всякий, иной, другой, всё, каждый, любой, самый)
Cлайд 64
ПОДСКАЗКА! Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Возвратное (себя) Вопросительные (что? кто? какой? чей? который? сколько?) Относительные (что, кто, какой, чей, который, сколько в сложном предложении) Неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-нибудь) Отрицательные (никто, ничто, никакой, нисколько, ни у кого, не с кем и т.д.) Указательные (этот, тот, такой, то, столько) Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой) 9. Определительные (весь, всякий, иной, другой, всё, каждый, любой, самый)
Cлайд 65
ПОДСКАЗКА! Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Возвратное (себя) Вопросительные (что? кто? какой? чей? который? сколько?) Относительные (что, кто, какой, чей, который, сколько в сложном предложении) Неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-нибудь) Отрицательные (никто, ничто, никакой, нисколько, ни у кого, не с кем и т.д.) Указательные (этот, тот, такой, то, столько) Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой) 9. Определительные (весь, всякий, иной, другой, всё, каждый, любой, самый)
Cлайд 66
ПОДСКАЗКА! В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, без ударения - ни-: не'кого - никого, не'кому - никому, не'чем -ничем. При отсутствии предлога не- и ни- (как приставки) пишутся с местоимениями слитно, при наличии предлога не и ни являются отрицательными частицами и пишутся с местоимениями раздельно: некем - не с кем, никого - ни у кого, никакой - ни о какой.
Cлайд 67
ПОДСКАЗКА! В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, без ударения - ни-: не'кого - никого, не'кому - никому, не'чем -ничем. При отсутствии предлога не- и ни- (как приставки) пишутся с местоимениями слитно, при наличии предлога не и ни являются отрицательными частицами и пишутся с местоимениями раздельно: некем - не с кем, никого - ни у кого, никакой - ни о какой.
Cлайд 68
ПОДСКАЗКА! В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, без ударения - ни-: не'кого - никого, не'кому - никому, не'чем -ничем. При отсутствии предлога не- и ни- (как приставки) пишутся с местоимениями слитно, при наличии предлога не и ни являются отрицательными частицами и пишутся с местоимениями раздельно: некем - не с кем, никого - ни у кого, никакой - ни о какой.
Cлайд 69
ПОДСКАЗКА! Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Возвратное (себя) Вопросительные (что? кто? какой? чей? который? сколько?) Относительные (что, кто, какой, чей, который, сколько в сложном предложении) Неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-нибудь) Отрицательные (никто, ничто, никакой, нисколько, ни у кого, не с кем и т.д.) Указательные (этот, тот, такой, то, столько) Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой) 9. Определительные (весь, всякий, иной, другой, всё, каждый, любой, самый)
Cлайд 70
ПОДСКАЗКА! Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Возвратное (себя) Вопросительные (что? кто? какой? чей? который? сколько?) Относительные (что, кто, какой, чей, который, сколько в сложном предложении) Неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, что-нибудь) Отрицательные (никто, ничто, никакой, нисколько, ни у кого, не с кем и т.д.) Указательные (этот, тот, такой, то, столько) Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой) 9. Определительные (весь, всякий, иной, другой, всё, каждый, любой, самый)
ПОДСКАЗКА! Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1.Поставить глагол в неопределенной форме. 2.Определить,какая гласная стоит перед -ть I спряжение II спряжение Все глаголы на -ать (кроме исключений) -еть (кроме исключений) -оть -уть -ыть 1.Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить). 2.4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать. 3.7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, терпеть.
Cлайд 80
ПОДСКАЗКА! Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1.Поставить глагол в неопределенной форме. 2.Определить,какая гласная стоит перед -ть I спряжение II спряжение Все глаголы на -ать (кроме исключений) -еть (кроме исключений) -оть -уть -ыть 1.Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить). 2.4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать. 3.7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, терпеть.
Cлайд 81
ПОДСКАЗКА! Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1.Поставить глагол в неопределенной форме. 2.Определить,какая гласная стоит перед -ть I спряжение II спряжение Все глаголы на -ать (кроме исключений) -еть (кроме исключений) -оть -уть -ыть 1.Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить). 2.4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать. 3.7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, терпеть.
Cлайд 82
ПОДСКАЗКА! Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (настоящем, прошедшем или будущем). занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду заниматься (будущее время). Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- и частицы бы (б) Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц). Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. Образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса : говори, смотри, пиши, держи, работай
Cлайд 83
ПОДСКАЗКА! Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (настоящем, прошедшем или будущем). занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду заниматься (будущее время). Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- и частицы бы (б) Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц). Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. Образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса : говори, смотри, пиши, держи, работай
Cлайд 84
ПОДСКАЗКА! К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет - объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм (существительное в форме винительного падежа без предлога)
Cлайд 85
ПОДСКАЗКА! -ова- (-ева-), если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ую (-юю) -ыва- (-ива-), если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ываю (-иваю) (я) беседую (1 л. ед.ч. н.в.) - беседовать - беседовал; (я )потчую (1 л. ед.ч. н.в.) - потчевать - потчевал; (я) воюю (1 л. ед.ч. н.в.) - воевать - воевал; я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) - настаивать - настаивал: я разглядываю (1 л. ед.ч. н.в.) - разглядывать - разглядывал; я опаздываю (1 л. ед.ч. н.в.) - опаздывать - опаздывал.
Cлайд 86
ПОДСКАЗКА! -ова- (-ева-), если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ую (-юю) -ыва- (-ива-), если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. -ываю (-иваю) (я) беседую (1 л. ед.ч. н.в.) - беседовать - беседовал; (я )потчую (1 л. ед.ч. н.в.) - потчевать - потчевал; (я) воюю (1 л. ед.ч. н.в.) - воевать - воевал; я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) - настаивать - настаивал: я разглядываю (1 л. ед.ч. н.в.) - разглядывать - разглядывал; я опаздываю (1 л. ед.ч. н.в.) - опаздывать - опаздывал.