Цели: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению; 2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения; 3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста; 4. формировать общеучебные навыки работы с текстом; 5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Cлайд 3
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
Cлайд 8
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
Cлайд 9
Запомни!!! Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
Cлайд 10
Cлайд 11
Три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.
Cлайд 12
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.
Cлайд 13
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
Cлайд 14
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
Cлайд 15
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
Cлайд 16
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Cлайд 17
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Cлайд 18
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
Cлайд 19
При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.
Cлайд 20
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Cлайд 21
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Cлайд 22
При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.
Cлайд 23
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
Cлайд 24
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Cлайд 25
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Cлайд 26
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Cлайд 27
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Cлайд 28
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Cлайд 29
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Cлайд 30
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Cлайд 31
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Cлайд 32
Cлайд 33
1 этап: Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). 2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) 3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста. 4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Cлайд 34
У хорошего плана есть ряд достоинств: Это самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?
Cлайд 35
Типы планов: Вопросный; Назывной; Тезисный.
Cлайд 36
2 этап: 1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части. 2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение). 3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Cлайд 37
Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения: необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения - 90-100 слов; пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Cлайд 38
Помни!!! Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!
Cлайд 39
Домашнее задание: Выучить записи в тетради и основные положения памятки; Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»