Занимательная грамматика Составитель Маскина Н.С. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №107
Cлайд 2
И М Т П Ж К Б Х Г Д З Ч А Р Н С У Ш Е О В Л Я Ф Э Ц Ю
Cлайд 3
Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 1, 15, 5, 18, 6, 11. Напиши имя мальчика.
Cлайд 4
Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква И.
Cлайд 5
Ответ Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
Cлайд 6
Расшифруй слова и запиши получившееся предложение: Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.
Cлайд 7
Найдите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении: Жар солнца – жар чувств Каменное здание – каменное сердце Строить планы – строить мост Что они обозначают?
Cлайд 8
Раскройте значение данных фразеологизмов. мокрая курица засучив рукава спустя рукава глаза мозолить кот наплакал
Cлайд 9
Расставьте в алфавитном порядке слова. Метр, километр, сантиметр, яблоня, яблоко, яблочный, кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.
Определите, в чем ошибка. Ученик написал в сочинении: Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.
Cлайд 12
Укажите, сколько раз встречается мягкий звук [з`] в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе
Cлайд 13
В этом предложении одна буква не соответствует своему произношению. Найдите ее. Труд кормит, а лень портит
Cлайд 14
Объясните, как написать частицу в помещенных ниже предложениях. Это был (не)обычный, рядовой концерт. Это был (не)обычный, особенный концерт.
Cлайд 15
Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней. Подлить – продлить, затрубить – отрубить, виноватый – извиняться, слеза – слезать
Cлайд 16
Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова. Человек! – Это великолепно, это звучит гордо.
Cлайд 17
Сравните два предложения и определите, в каком из двух случаев выстрел получился нечаянно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
Cлайд 18
Если враги окружают отряд, то можно сказать: отряд, окружаемый врагами, а если деревья окружают дом, то нельзя сказать: дом, окружаемый деревьями. Объясните, почему
Cлайд 19
В следующих примерах найдите подлежащие и дополнения; докажите правильность разбора. День сменил ночь. День сменила ночь.
Cлайд 20
Какая разница в строении и в смысле следующих предложений? На заседании рассматривались заявления рабочих, поступивших за последний месяц. На заседании рассматривались заявления рабочих, поступившие за последний месяц
Cлайд 21
Выделите предложения, совершенно ясные по смыслу, и предложения неясные (двусмысленные). И внезапно вскрикнул ужаленный князь. И вскрикнул внезапно ужаленный князь. И вскрикнул ужаленный внезапно князь.
Cлайд 22
Сравните пары предложений и выясните различия. Укажите, где подлежащее и где сказуемое в них. Хозяйка Настасья Петровна была очень хорошая. Хозяйкой Настасья Петровна была очень хорошей.
Cлайд 23
Какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях
Cлайд 24
Какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Cлайд 25
Расставьте правильно знаки препинания в предложениях, помещенных ниже. Миша часто сидел в библиотеке перелистывая журналы и делал заметки. Миша часто сидел в библиотеке перелистывал журналы и делал заметки.
Cлайд 26
Назовите словосочетания с наречиями За окном увлеченно кричали мальчишки. Солнце светило, очень сильно пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорванные, залитые чернилами, грязные и ужасно скучные.
Cлайд 27
Лингвистическая задача РАССЕЯННО или РАССЕЯНО ?
Cлайд 28
Ответ Войско РАССЕЯНО (краткое причастие) Слушал РАССЕЯННО (наречие, образованное от прилагательного рассеянный)
Cлайд 29
Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п – от вас не утаю – Тоже в классе я стою.
Cлайд 30
Почему пять – числительное, а пятый - нет?
Cлайд 31
Какого цвета платье у графини? «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».
Cлайд 32
Ответ «Масака, массака, нескл. прил. (иностр.). О цвете: темно-красный с синеватым отливом, иссиня-малиновый. Два шёлковые платья... окрашены в масака цвет. Лесков».
Cлайд 33
Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее. Яблоко груша слива персик абрикос