махотка - горшок пригрубок – печка чекамас - окунь могутный - непоседливый щарба - уха поташки – помидоры серушка – плотва усынка – узкое место в реке чирики – обувь парцменки – домашние тапочки утиральник – полотенце для рук рушник – полотенце для гостей
Cлайд 5
ЗАПОМНИ! Слова, которые употребляют жители определённой местности – МЕСТНЫЕ или ДИАЛЕКТЫ
Cлайд 6
Речь бывает Устной и письменной диалекты общеупотребительные слова
Cлайд 7
Запиши в тетрадь! Слова, которые используются на определённой территории, называются МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТАМИ. Таким образом, ДИАЛЕКТ – разновидность общественного языка, говор.
Cлайд 8
Тема урока: ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА
Cлайд 9
Русский язык – богатство. «Это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный…Было время, наречия резко отделялись друг от друга и не менялись веками… ведь жители разных частей нашей Родины – тверяки, псковичи, куряне – почти никогда не встречались…
Cлайд 10
Теперь наша жизнь стирает все языковые рубежи. Но кое-какие местные особенности всё ещё держатся. Языковеды спят и во сне видят: хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?!» Лев Успенский «Слово о словах».
Cлайд 11
Владимир Иванович Даль
Cлайд 12
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.
Cлайд 13
Особенности ДИАЛЕКТОВ: 1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ; 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ; 3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ; 4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ.
Словообразовательные: Волчиха – волчица Спервака – сначала Быват - бывает
Cлайд 16
Морфологические: * отсутствие категории среднего рода – Крылец – крыльцо, масла – масло; * Род. п., ед. ч., ж. р. на –а с окончанием –ы * Д. п.,ед.ч., ж.р. на согласный с окончанием –е (в грязе) * Т. п., ед.ч. прилагательных совпадает с П. П., ед. ч. (в большим доме)
Cлайд 17
Cлайд 18
Диалектология в г. Томске
Cлайд 19
О. И. Блинова, профессор ТГУ
Cлайд 20
Хозяин, не затопить ли нам печь? Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.
Cлайд 21
Да стол то у нас чистый. А вот куда рушник девался? Посмотри на печке!
Cлайд 22
Да у нас печки-то нет! А самовар у нас есть?
Cлайд 23
Есть, есть! На столе стоит, закипает А вот стола-то у нас и нет!
Cлайд 24
А махотка где? Какая махотка? Та, что рушником накрыта?
Cлайд 25
Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар! Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.
Cлайд 26
И ложки нет. Осталась одна махотка. А теперь вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай.
Cлайд 27
Ты, рушник, расскажи скороговорку. А ложка да самовар пусть частушки поют!
Домашнее задание. « На местных диалектах никто не пишет ни книг, ни документов. Они живут только звуча, только в устах говорящих. И учёным, которые охотятся за словами, приходится пускаться в далёкие, порою нелёгкие странствия». Лев Успенский.
Cлайд 31
Вы можете выступить в роли исследователей. Поговорите с соседями, родными, вспомните слова, которые употребляют жители нашего посёлка или других деревень, где вы бывали. Составьте 2 – 3 статьи с диалектными словами по образцу:
Cлайд 32
Диалектные слова обычно записывают на словарные карточки. Гутарить – говорить. Давай гутарить про наряды. с. Доброе, Липецкой области, А. М. Корнев, 1977 г.
Cлайд 33
Живое русское слово заслуживает нашего внимания. Чтобы речь наша была богаче, ярче, образнее мы не должны пренебрежительно относиться к носителям диалектной речи и к ней самой. Наоборот, надо по КРУПИЦАМ собирать её, так как речь сегодняшняя засорена. ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К БОГАТСТВУ НАШЕЙ РЕЧИ.
Cлайд 34
Спасибо! Учитель русского языка и литературы МОУ «Мирненская СОШ» Томского района Тетерина С. П. 2011г.