Тема урока: «Односоставные предложения» Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях
Cлайд 3
Cлайд 4
А.С. Пушкин :
Cлайд 5
Cлайд 6
ПОВТОРЕНИЕ- МАТЬ УЧЕНИЯ НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ. ДЕЛА СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ КОНЕЦ – ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Вид предложения Признаки Пример Назывное Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа) Светает Определённо-личное Главный член -подлежащее Тебе звонили Неопределённо-личное Главный член – сказуемое, выраженное безличным глаголом, краткой формой прилагательного, наречием или словами НЕТ… Весна! Безличное Главный член-сказуемое, Выраженное глаголом в 1 или 2 лице , ед. или мн. Числа. Встаю каждый день рано
Cлайд 10
Вид предложения Признаки Пример Назывное Главный член -подлежащее Весна! Определённо-личное Главный член-сказуемое, Выраженное глаголом в 1 или 2 лице , ед. или мн. Числа. Встаю каждый день рано Неопределённо-личное Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа) Тебе звонили Безличное Главный член – сказуемое, выраженное безличным глаголом, краткой формой прилагательного, наречием или словами НЕТ… Светает
Cлайд 11
Cлайд 12
Шахматов Алексей Александрович 1864-1920 «Впервые в русской грамматике собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
1. Определи стиль речи. 2. Найти односоставные предложения. 3. Определить их вид. - Представляешь, иду вчера вечером домой, а навстречу мне – большущая собака. -Да ну! - Темно. На улице ни души, а она летит прямо на меня.
Cлайд 16
1. Определи стиль речи. 2. Найти односоставные предложения. 3. Определить их вид. Для измерения площадей пользуются следующими единицами: квадратным миллиметром, квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром и квадратным километром. Площадь полей измеряют в гектарах.
Cлайд 17
С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ
Cлайд 18
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря...
Cлайд 19
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря... Фет А.А.
Cлайд 20
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Cлайд 21
По данной картине составить текст, используя различные виды односоставных предложений:
Cлайд 22
Cлайд 23
Укажите неверное утверждение: Односоставные предложения могут быть нераспространёнными. В безличных предложениях нельзя восстановить подлежащее. В неопределённо-личные предложения можно ввести подлежащее – местоимение 1 лица. В определённо-личное предложение можно ввести подлежащее – местоимение 2 лица. .
Cлайд 24
2. Найдите односоставное предложение: Моя сестра – врач Не страшны нам расстояния. Друга узнают в несчастье Скалы нас изумили.
Cлайд 25
3. Укажите безличное предложение: Вечерние сумерки. На улице светло. Гармонист, сыграй! Светло и чисто небо в мае.
Cлайд 26
4. Найдите неопределённо-личное предложение: Выберите себе книгу по вкусу. Поговори со мною, мама. В воздухе пахнет смолой. Клюкву собирают поздней осенью
Cлайд 27
Укажите назывное предложение: Утренний сон сладок. Мне холодно. Третий час дня. Ум – это сила
Cлайд 28
1- 3 2- 3 3- 2 4- 4 5- 3
Cлайд 29
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Тест № 13 (по вариантам) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс. 2. Упр. 169 (учебник).
Cлайд 30
Когда тобою решено Добиться благородной цели, То остаётся лишь одно: Осуществить мечту на деле. Иди вперёд своим путём, Иди, исполненный отваги, И пусть овраги, пусть коряги, Ты всё равно иди своим путём.