Презентация к уроку русского языка ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ» Степанова О.А.
Cлайд 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА 1.Закрепить умения определять общее грамматическое значение прилагательных, их морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; 2.Повторить словообразование им. прилаг.
Cлайд 3
Общее грамматическое значение им. прилагательных 1. Обозначает признак предмета 2. Отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? 3. Начальная форма прилагательного - форма М.Р., ЕД.Ч.,ИМ.П.
Cлайд 4
Признаки предметов могут быть различными: 1. Признаки, обозначающие цвет: синий, красный. 2. Признаки, обозначающие вкус, запах: горький, пахучий. 3. Признаки, обозначающие оценку: отличный, плохой. 4. Признаки характера: добрый, скромный. 5. Признаки умственной и речевой деятельности: умный, молчаливый.
Cлайд 5
Морфологические признаки прилагательного Согласуются с существительным, от которого зависят, в роде, числе и падеже: цветок голубой – цветы голубые.
Cлайд 6
Синтаксическая роль в предложении Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч.
Cлайд 7
Разряды прилагательных по значению 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ прилагательные называют признаки, то есть обозначают различные качества предметов: по величине( большой), по возрасту (молодой), по цвету( красный), по весу (тяжёлый), по внешнему виду ( красивый), по внутренним качествам( добрый).
Cлайд 8
Такие признаки у предмета могут быть в большей или в меньшей степени: сильный – сильнее – сильнейший, умный- умнее - умнейший
Cлайд 9
Разряды прилагательных по значению 2.ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет ( деревянный дом), указывают на признаки по месту( московские площади), по времени его существования( зимний день), по назначению предмета( спортивная обувь) и т. д.
Cлайд 10
Такие признаки не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени
Cлайд 11
Разряды прилагательных по значению 3. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому – нибудь человеку или животному( отцов дом, мамино письмо, собачья будка, лисий хвост). Такие прилаг.отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Cлайд 12
Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
Cлайд 13
При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: ЛИСИЙ СЛЕД, т.е. след лисы( притяжательное), ЛИСЬЯ ШАПКА, т.е. шапка из лисы ( относительное), но ЛИСЬЯ ХИТРОСТЬ – такая, как у лисы(качественное).
Cлайд 14
Полные и краткие прилагательные Краткие прилагательные отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? В предложении краткие прилагательные являются СКАЗУЕМЫМИ.
Cлайд 15
Изменение кратких прилагательных
Cлайд 16
Склонение полных прилагательных ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОЛНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ прилагательные склоняются одинаково- падеж, число и род определяется по падежу, числу и роду существительного, от которого зависит прилагательное.
Cлайд 17
Степени сравнения прилагательных Степени сравнения имеют ТОЛЬКО качественные прилагательные, так как только они обозначают признаки , которые могут проявляться у предмета в большей или в меньшей степени.
Cлайд 18
Степени сравнения прилагательных
Cлайд 19
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1. С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ: -ИН, -ЫН,-АН,-ЯН,-Н,-Л,-ОНН,- ЕНН, -К, - СК: курИНый, гореЛый, немецКий и т.д. 2. С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК: БЕСшумный, НЕнадежный, АНТИнаучный, ПРЕгрубый и т.д. 3. С ПОМОЩЬЮ СЛОЖЕНИЯ ОСНОВ: русско-немецкий, вагоноремонтный, древнерусский