* Цель урока: Вспомнить понятие « языковая норма языка». Закрепить умения различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6/, орфоэпическими и лексическими нормами /А 17-А19/
Cлайд 3
* Орфоэпическая разминка. Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый Длительность разминки -1-2 мин
Cлайд 4
* Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов ,их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Cлайд 5
*
Cлайд 6
* Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций,незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
Cлайд 7
* Морфологические ошибки и их правка Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное образование формы существительн. опытные бухгалтера Ошибочное образование формы прилагательного Более красивее. слаже Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями Ошибочное образование формы местоимения Ихнюю вещь Ошибочное образование формы глагола Махают руками
Cлайд 8
* ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега. Время работы -5-7мин
Cлайд 9
* Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую ,в шестистах метрах ,в полутора часах езды.
Cлайд 10
* Лексическая минутка Определите лексическое значение слов: сытый - сытный ; болотный- болотистый; оживают – оживляют; абонент - абонемент ; будний – будничный; поступок-проступок. В каком предложении вместо слова водный нужно употребить слово водяной? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2. В заросшем пруду много водных жуков. 3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами 4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодых людей. Время работы – 5 мин
Cлайд 11
* Синтаксические ошибки и их исправление Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовало в игре Нарушение управления Согласно приказа Нарушение согласования Два окна, занавешен- ные шторой Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива
Cлайд 12
* Определите , в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1.Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2.Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3.Поезд отправился согласно расписания. Она была молода и красива. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был. Время работы – 5 мин
Cлайд 13
* Синтаксические ошибки и их исправление Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом Начав заниматься ,у вас было мало времени . Ошибки в построении СПП Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь .Когда я вернулся домой.
Cлайд 14
* Проверочная работа в парах Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме. Во время выполнения работы разрешено использовать памятки, имеющиеся у каждого учащегося. Время выполнения работы -10 мин. Домашнее задание : 1. Повторить теоретический материал по теме : «Грамматические нормы»; 2 . Зад. А4 – А6, А 17-19 /вар.1-5 /.