Восьмое сентября Классная работа Имя существительное и его роль в предложении.
Cлайд 2
- конкретные предметы (дом, книга, поле,…) - вещества (бензин, железо, молоко, мясо,…) - качества и свойства ( хрупкость, верность, честность,…) - действие или состояние ( бег, ходьба, изумление, восхищение,…) -живые существа и растения (пшеница, кошка, человек,…) -явление природы (вьюга, радуга,…) -общественные явления (праздник, олимпиада,…) -географические названия (Чагра, Байкал,…)
Cлайд 3
Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как неба, на всех За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех. И хлеб-соль- это русский обычай, Словно символ людской доброты. Прослушайте стихотворение и устно дополните ряды существительных.
Cлайд 4
Работа с текстом. Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей. О хлебе созданы разного рода поверья, легенды, сказки, были. Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний. Хлеб – солдат, дипломат и строитель. Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине святое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.
Cлайд 5
И.И. Шишкин «Рожь»
Cлайд 6
Р…бота у кр…стьян ос…нью заметно убывает; но все же он не ост…ется без дела. В начале осени нужно п…хать и б…ронить и засевать …зимые п…ля; потом надо св…зить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом м…л…тить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего веч…ра слыш…тся осенью на гумнах. Задание. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.
Cлайд 7
Из словаря В.И.Даля Овин- строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная часть его- яма, в которой разводится огонь; над ямой сушило или колосники, где на решетинах надсаживаются снопы. Рига- молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом. Цеп- ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнем короткого деревянного била (дощечка плоская). Гумно- место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.
Cлайд 8
«Адмиралы» полей
Cлайд 9
Cлайд 10
Хлеб - батюшка Худ обед Хлеба ни куска Хлеб да вода - Хочешь есть калачи – вода - матушка так и в горнице тоска. не сиди на печи когда хлеба нет. мужицкая еда. Игра «КТО БЫСТРЕЕ»
Cлайд 11
Домашнее задание Варианты домашних заданий: 1) написать небольшое сочинение на тему «Имя существительное – хлеб языка»; 2) подготовить сообщение «Роль существительных в предложении».