Цели элективного курса: - углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи; - научить различным приёмам использования их выразительных средств; - способствовать росту речевой культуры.
Cлайд 3
Задачи курса: - знакомство с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи; - сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли; - проведение стилистического (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости); - самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи); - пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Cлайд 4
СТИЛИСТИКА Грамматическая стилистика. 1. Стилистическая окраска слов. 2. Фразеологические выражения. 3. Грамматические формы. (А 3,5) 4. Различные типы предложений.(В 4) 5. Произносительные нормы. (А 1) Функциональная стилистика 1. Исторически сложившаяся система стилей. 2. Связь стилей речи и литературных жанров. Стилистика текста. 1. Закономерность связи строения текста с личностью автора (С). Практическая стилистика. 1. Редактирование текста
Cлайд 5
А6 ЕГЭ. Задание Синтаксические нормы. Нормы членами. Нормы управления. Построение согласования. Построение предложений с однородными сложноподчинённых предложений.
Cлайд 6
Укажите предложение с грамматической ошибкой Будучи от природы любознательным и настойчивым, он сам освоил грамоту. В их отношениях нет полного равенства, так как духовный авторитет Сергея признаётся молча и безоговорочно. Г. Мендель в 1850 году, сдавая экзамен на сертификат преподавателя, потерпел неудачу, получив самые низкие оценки по биологии и геологии. Многие удивлялись простотой, естественностью языка чеховских пьес.
Cлайд 7
Правильно: Удивлялись (чему?) простоте, естественности.. – требует дательного падежа Это ошибка в управлении. дательного падежа.
Cлайд 8
Укажите предложение с грамматической ошибкой Чацкий борется с фамусовским обществом, доказывая превосходство молодым над старым. Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Упорно, не теряя времени, принцесса Екатерина овладевала чужим языком. Поскольку фотографии могут воссоздать прошлое, они стали самыми распространёнными сувенирами.
Cлайд 9
Правильно: Превосходство (чего? над чем?) молодого над старым. Ошибка в управлении.
Cлайд 10
ЕГЭ. Задание А5 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
Cлайд 11
Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Оставив в 1753 году Германию, однако либеральные взгляды Вольтера сделали для него опасной даже Швейцарию. у Вольтера было два направления для бегства. Вольтер поселился в поместье неподалеку от Женевы. все эти годы объём работ Вольтера не уменьшался.
Cлайд 12
Ищем грамматическую основу в предложенных вариантах. Сказуемое-глагол и деепричастие должны относиться к одному и тому же лицу (к подлежащему). Вольтер поселился (что при этом сделав?) оставив…
Cлайд 13
Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Желая немедленно издать пьесу, Мольер сразу же заключил соглашение с книгопродавцем. она написана простым живым языком. это вызвало небывалый шквал негодования со стороны церковников. спектакль имел грандиозный успех.
Cлайд 14
Мольер заключил соглашение (что при этом делая?) желая издать…
Cлайд 15
Выполнила Учитель русского языка и литературы БОУ «СОШ №4» Шахова В.Г.