Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века
Cлайд 2
Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века Родоначальник–А.Г. Венецианов и его ученики. Композиции отличались стремлением авторов выразить гармонию двух слившихся воедино миров: природы и человека. Родоначальник–С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев. Произведения строятся по всем правилам романтического искусства. Тем не менее творчество каждого живописца отличается целым рядом индивидуальных особенностей. В развитии русского пейзажа немаловажное значение имели работы западноевропейских мастеров. Русский пейзаж середины XIX века формировался на основе сложившейся к тому времени романтической традиции и нового направления в искусстве, представители которого стремились создавать реалистические пейзажи, отражавшие веяния нового времени.
Cлайд 3
Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) Родился в Феодосией. Уже с детских лет проявилось стремление Айвазовского отразить на полотне всю красоту мира природы. Особенное влияние на становление художественной манеры живописца оказали работы Сильвестра Щедрина и Клода Лоррена. Овладев всеми необходимыми приемами, стал создавать не менее выразительные морские пейзажи. С начала лета 1836 года Айвазовский писал марины, работая на различных судах, принадлежавших Балтийскому флоту. В 1840-х посетил Италию, Францию, Англию и Голландию. В 1845 году поселился в Феодосии. Творчество Айвазовского оказало значительное влияние на становление художественного метода многих русских художников, в том числе Л. Ф. Лагорио, Р. Г. Судковского, А. И. Куинджи. Айвазовский воплотил в своих композициях образ величественного моря, ставшего символом неукротимой мощи, силы, свободы и веры в торжество жизни.
Cлайд 4
Чесменский бой. 1848
Cлайд 5
Берег моря ночью. 1837
Cлайд 6
Одесса ночью.1846
Cлайд 7
Ялта.1839
Cлайд 8
Венеция.1849
Cлайд 9
Девятый вал.1850
Cлайд 10
Кораблекрушение.1843
Cлайд 11
Радуга.1873
Cлайд 12
Среди волн. 1898
Cлайд 13
Алексей Константинович Саврасов (1830 – 1897) Художественная манера сложилась на основе произведений лучших русских мастеров прошлого, среди которых были М. И. Лебедев и А.Г. Венецианов. Саврасов стал тем живописцем, кому удалось создать произведения, построенные на синтезе принципов реализма и романтизма. Характер его композиций отражает возвышенное, идеализированное видение действительности. Однако вместе с тем художественную манеру живописца отличает стремление передать реальную красоту мира. Искусство Саврасова вдохновило на творческие поиски целый ряд пейзажистов конца XIX – начала XXв. С особенной силой его творчество повлияло на формирование искусства И. И. Левитана.
Cлайд 14
Грачи прилетели.1871
Cлайд 15
Пейзаж с рекой и рыбаком.1859
Cлайд 16
Просёлок. 1873
Cлайд 17
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) «Одно только безусловное подражание природе может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры. Природу должно искать во всей ее простоте – рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы. Картина должна быть полной иллюзией…» Шишкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился в Академии художеств. Учителем его был С. М. Воробьев. Входил в Артель художников.
Cлайд 18
Сосновый бор. 1872
Cлайд 19
Рожь.1878
Cлайд 20
Утро в сосновом лесу. 1889
Cлайд 21
Первый снег. 1875
Cлайд 22
Корабельная роща. 1898
Cлайд 23
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) «огромный, сомобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как назвал его А.П. Чехов. Полотна Левитана признаны самыми поэтичными и лиричными в истории русской живописи. Несмотря на то что художник прожил сравнительно недолго, ему удалось создать произведения, которые говорят о необычайно высоком уровне художественного мастерства автора. Главной заслугой Левитана является доказательство того, что пейзажист может не только воплощать и передавать на полотне картины природы, но и с их помощью выражать самые разнообразные человеческие чувства и переживания.