Цели и задачи урока: Систематизирование и обобщение знаний о вводных и вставных конструкциях; углубление понятия об изучаемом языковом явлении. Формирование умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устной.
Cлайд 3
Эпиграфы урока Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился сделать их лучше. Г.Ф.Гендель Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Л.Успенский
Cлайд 4
Словарная работа ЛАУРЕАТ ДЕБЮТ СИМФОНИЯ ТРАНСЛИРОВАТЬ
Cлайд 5
Рекомендации: выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение; найти вводное слово; определить, к какой группе по значению относится вводное слово; объяснить знаки препинания при вводных словах.
Cлайд 6
Проверь себя. Карточка №1 1.Пожалуй, ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка. 2. Музыка, без сомнения, делает человека добрее, благороднее, красивее.
Cлайд 7
Проверь себя. Карточка №2. 1. К сожалению, есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует. 2. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – одним словом, все, чем живет человек, нашло отражение в музыке.
Cлайд 8
Проверь себя. Карточка №3. 1. Искусство формирует, во-первых, характер человека, во-вторых, пробуждает любовь к прекрасному, в-третьих, воспитывает готовность бороться за торжество добра и правды. 2. По мнению Чайковского, для композитора необходима боль познания чужих бед
Cлайд 9
пунктуационный разбор Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет? а) Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным. б) Может быть, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку. Устный
Cлайд 10
Трудности при выделении вводных слов: Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Для проверки попробовать исключить из предложения вводное слово.
Cлайд 11
ОК /опорная карточка/ № 1 Союз «а» / реже «но»/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д. Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.
Cлайд 12
Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится. Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде ОК /опорная карточка/ № 2
Cлайд 13
Анализ схем. [, ВП,]. [- ВК-]. [ (ВК)] Какую информацию они нам дают? Что в них общего и чем отличаются? В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?
Вопросы для анализа текста. Докажите , что это текст. Определить тему текста ,основную мысль стиль текста, тип текста, доказав свое мнение. Найдите вводные конструкции в тексте. К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором? Расставьте знаки препинания.
Cлайд 16
Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются, а наоборот, все больше людей узнает и любит этого композитора. В чем же тут дело? Я думаю, прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать. Чайковский написал, во-первых, девять опер, во-вторых, семь симфоний, в-третьих, три балета, наконец, сонаты, романсы, концерты- всего, конечно, не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда, безусловно, заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым, гордым и счастливым, верным в дружбе. Великого русского композитора П. И. Чайковского (в наши дни это особенно ярко видно) знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России. Петр Ильич Чайковский
Cлайд 17
Домашнее задание Написать небольшое сочинение- рассуждение на тему: “Музыка в моей жизни” с использованием вводных слов и предложений.