Герасимова Т.В.,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Петровска Реализация требований ФГОС в УМК по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией А.Д. Шмелева (апробация учебника
Cлайд 2
Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования. Поскольку учебник был и остается основным средством обучения в школе, создается новое поколение учебников. Какой учебник выбрать?
Cлайд 3
. Знаком отмечены учебники, входящие в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год. Знаком отмечены учебники, cоответствующие ФГОС Издательский центр«ВЕНТАНА-ГРАФ» на рынке учебной литературы c 1994 года. За эти годы было издано множество учебных линий и серий книг, которые хорошо известны и удостоены высоких наград
Cлайд 4
Рекомендовано № 619-623 ФГОС ООО Русский язык «Русский язык» 5–9 классы Линия учебно-методических комплектов Под ред. А.Д. Шмелёва Содержание учебников обеспечивает формирование и постепенное развитие следующих компетенций: коммуникативной; лингвистической и языковой; культуроведческой. Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся. Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе. В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы. В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах. В комплект для 5 класса входит: программа учебник рабочая тетрадь методическое пособие аудиокурс на CD
Cлайд 5
Учебник русского языка 5 класс в 2 ч. для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелева включен в федеральный перечень ,входит в систему «Алгоритм успеха» Авторы: А.Д.Шмелев,Э.А.Флоренская,Ф.Э.Габович,Е.я,шмелева. Издательский цетр «Вентана-Граф»2012 Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования
Cлайд 6
Учебник русского языка 5 класс в 2 ч. для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелева включен в федеральный перечень ,входит в систему «Алгоритм успеха» Авторы: А.Д.Шмелев,Э.А.Флоренская,Ф.Э.Габович,Е.я,шмелева. Издательский цетр «Вентана-Граф»2012 Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования Система учебников «Алгоритм успеха» представляет собой целостную информационно-образовательную среду основной школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, направленных на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта
Cлайд 7
Единая методологическая основа — системно-деятельностный подход Методические принципы построения системы: — практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; — связь учебного материала одного предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования универсальных учебных действий; — ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; — возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; — обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; — возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ; — обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; — использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов.
Cлайд 8
К учебнику прилагается компакт-диск с аудиприложением,которое содержит тексты для аудирования к заданиям,отмеченным специальным значком. Вкладка «Приложение»включает учебные словари,учебные инструкции (алгоритм разных видов лингвистического анализа,рекомендации по подготовке к диктантам,изложениям,сочинениям) и проектные задания. Все темы можно найти не только по оглавлению,но и по надписи вверху каждой страницы (колонтикулам) и по яркому цвету страниц, которыми отмечены повторяющиеся разделы. Яркие цвета привлекают обучающихся 5 –х классов. Такое построение учебника позволяет организовать самостоятельную работу ученика по поиску необходимой информации и ее использованию в учебном процессе.
Cлайд 9
Содержание Глава 1. Наш родной язык Глав 2. На каком языке мы говорим Глава 3. Как язык служит для общения Глава 4. В чем заключается богатство языка В 1 части учебника содержится материал на углубление и систематизацию знаний по фонетике,лексике,морфемике ,синтаксису и лингвистике текстов,полученных в начальной школе. Учебник строится по модульному принципу: каждая из восьми глав включает шесть повторяющихся разделов: « О языке и речи»,» Система языка»,, « Правописание», «Текст», « Язык и культура.Культура и речь» и «Повторение».
Cлайд 10
: « О языке и речи»,» Система языка»,, « Правописание», «Текст», « Язык и культура.Культура и речь» и «Повторение». Глава5.Как в языке выражаются отношения людей Глава 6.Чем различаются устная и письменная речь Глава 7.Что такое современный язык Глава 8 Как язык объединяет народы Вторая часть учебника нацелена на углубление и систематизацию знаний по синтаксису и лингвистике текста,полученных в начальной школе.Начинается систематическое изложение морфологии.Особое внимание уделено устной и письменной деятельности,культуре речи.
Cлайд 11
. Примеры лингвистической кладовой В главе №2»На каком я зыке мы говорим»: об истории славянской письменности, о роли согласных в разных языках,об инициалах и монограммах; Глава №4 «В чем заключается богатство языка?»в разделе «Лексикология»:о многозначных словах и омонимах,путях их возникновения Глава №5 «Как в языке отражаются отношения людей»: история этикетных слов, Глава 6«Чем различается устная и письменная речь?»: о процессе перехода нарицательных имен существительных в собственные и наоборот,о переходе одной части речи в другую. И т.д. В постоянной рубрике «Лингвистическая кладовая» находятся интересные сведения для расширения кругозора и развития лингвистической грамотности Церковнославянское слово НЕВЕЖДА и древнерусское НЕВЕЖА образованы от одного глагола-Ведать («знать,иметь о чем-то сведения»).Но со временем пути этих двух слов в языке разошлись.В современных толковых словарях у каждого из них своё значение: если НЕВЕЖДА-это неуч,человек необразованный,непросвященный,то невежа-это грубый,невоспитанный человек,тот,кто не умеет себя вести. Другое дело,что невежственным мы можем назвать как малообразованного,так и малокультурного человека(то есть и невежу,и невежду).И под невежеством можем понимать как отсутствие знаний (свойство невежды),так и невежливое поведение (свойства невежи). (По М.Королевой)
Cлайд 12
Раздел « Язык и культура. Культура речи» Глава 1. Наш родной язык Глав 2. На каком языке мы говорим Глава 3. Как язык служит для общения Глава 4. В чем заключается богатство языка Глава5.Как в языке выражаются отношения людей Глава 6.Чем различаются устная и письменная речь Глава 7.Что такое современный язык Глава 8 Как язык объединяет народы Культура речи. Нормы русского литературного языка Речевой этикет Лексическое богатство русского языка и культура речи Формы обращения и речевой этикет Что такое грамматические нормы? Употребление имен прилагательных в речи Употребление глаголов в речи
Cлайд 13
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ Глава №1 «Карточки для словарной работы»(используя материалы главы 1) Глава№2 1)Найдите в Интернете или библиотеке репродукции картин художников,упомянутых в одном из текстов.Подготовьте постер: наклейте скопированные или сфотографированные иллюстрации,сделайте подписи,указав названия картин,фамилию и инициалы художника.Попробуйте отыскать информацию о сделанных ими экслибрисах. 2)Проведите викторину «История букв» на одном из уроков повторения. 3) Предложите план или сценарий праздника «День славянской письменности»Обдумайте идею школьного журнала и напишите заметку на эту тему. Глава 3 Рассмотрите рисунок-шутливую иллюстрацию к словобразовательной паре.Подберите или сделайте самостоятельно рисунки,которые можно использовать на уроках при повторении морфемного анализа слов,составьте список морфем, к которым можно сделать рисунки,иллюстрирующие их значения. Глава №4 Проведите опрос:напишите вопросы о разных словарях и способах их использования,составьте вопросник или анкету с вариантами ответов.Попросите одноклассников ответить на вопросы,подсчтайте количество одинаковых и разных ответов. Сделайте свои выводы о том,как пользуютсясловарями ваши одноклассники. Глава №5 Подготовьте доклад или презентацию об одной из картин и её авторе. ( репродукции картин к текстам упражнений)Найдите информацию в энциклопедических словарях школьной библиотеки или в интернете Глава6 Расспросите старших о легендах вашего края,города(села) или об истории возникновения названия реки,горы,улицы,исторической постройки в вашем городе(селе).Запишите их устные рассказы на диктофон,уточните информацию в краеведческом музее,библиотеке,Интернете.Письменно изложите собранные факты,нарсуйте или подберите иллюстрации к своему рассказу.Подготовьте презентацию в классе. Глава№7 Составьте свою книгу рекордов,собрав факты о самых-самых: о высочайших горных вершинах,о глубочайших озерах,о самых больших и самых маленьких животных. Составьте вопросы,используя превосходную степень прилагательных,и проведите в классе викторину. Глава №8 Приближается конец учебного года,и вы растаетесь с одноклассниками на все лето.Придумайте для каждого добрые пожелания на лето и советы на следующий учебный год,вы можете раздать их на прощальном празднике в конце учебного года.
Cлайд 14
Глава 7.Что такое современный язык О языке и речи» 1Современный русский литературный язык Система языка Имя прилагательное Правописание Правописание имен прилагательных Текст Типы речи: описание предмета Язык и культура.Культура и речь Употребление имен прилагательных в речии Повторение Вопросы и задания для самопроверки Проект.Работа в группе Виды работы: Игровое задание Как пользоваться словарями портала «Грамота,ру» Сочинение по картине Работа с аудиприложением Работа с рисунками,графиками,схемами Работа с интернет-ресурсами, энциклопедическими словарями Дискуссия Формы организация деятельности: работа в паре-10 работа в группе-5 проект-1 Работа в паре: образуйте от данных существительных относительные прилагательные,обозначьте суффикс-ск-//-к-,подчеркните согласные перед суффиксами.Поверьте работы друг друга. Работа в группе: кто сможет объяснить значение всех фразеологических выражений и пословиц?Обратите внимание на выделеные формы.В чем их особенность?Для правильного ответа на ворос нужно обратиься к истории языка,Найдите ответ в рубрике «Лингвистическая кладовая». Проект: Составьте свою книгу рекордов,собрав факты о самых-самых: о высочайших горных вершинах,о глубочайших озерах,о самых больших и самых маленьких животных. Составьте вопросы,используя превосходную степень прилагательных,и проведите в классе викторину. Анализ содержания, методической схемы
Cлайд 15
Материал изложен последовательно и логично Приоритетная цель данного учебника-организация познавательной деятельности и формирование УУД Обьемы параграфа в основном соответствуют формату урока,материал теоретический и практический сбалансирован и направлен на развитие интереса учащихся к предмету практическому применению знаний и навыков. Задания учебника стимулируют учебную познавательную активность и способствуют сохранению устойчивого внимания В учебнике содержится достаточное количество заданий на решение типовых задач,на работу с дополнительными источниками информации, В учебнике досточно изобразительного материала (рисунки,графика,схемы),который не только иллюстрирует текст,но и я вляется источником новой информации. Задания учебника ориентированы на технологию модульного обучения,проектную ,исследовательскую технологию,критического и развивающего обучения,игровые технологии,кейс-метод Задания учебника дают возможность для планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Модульный принцип построения материала позволяет строить изучение новой темы с опорой на ранее изученный материал данного предмета и и других предметов,отражая межпредметные , внутрипредметные и надпредметные связи. В конце главы четко и кратко сформулированы основные выводы. Интерес к изучению русского языка формируется с помощью самых разнообразных средств, включающих ученика в живую коммуникацию, в общение. Анализ содержания, методической схемы
Cлайд 16
— В УМК включены научно-популярные и учебно-научные тексты из различных областей науки, публицистические тексты культурологического и морально-этического, морально-нравственного содержания, художественные тексты, знакомящие ученика с самыми разнообразными жизненными обстоятельствами Анализ содержания, методической схемы Пожелание друзьям Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце добрым будет. Вам от души желаю я, Друзья,всего хорошего. А все хоршее,друзья, Дается вам недёшево! (С.Маршак) К.Паустовский «Повесть о жизни» Отрывки из стихотворений российских поэтов о родине,родном крае Э. Вартаньян « Этикет»
Cлайд 17
Результаты образования на трех уровнях: личностном метапредметном предметном Формулировки заданий и речевые ситуации ориентированы на нравственное воспитание школьников; Содержание текстов и упражнений дают ценностные ориентиры (доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность и др.); , В воспитательном и развивающем потенциале предмета, направленности содержания образования на: создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества в уважении к собственной культуре и толерантности) В формировании понимания непрерывности обучения через всю жизнь и стратегий самообучения: готовности и способности самостоятельно приобретать знания в разных областях совершенствоваться в предмете; способности объективно оценивать свои умения, знания, поступки (рефлексия) и самостоятельно исправляться В раскрытии и стимулировании творческих способностей и личностного потенциала ;в умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения На метапредметном уровне через: содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль), использование электронных приложений ;знакомство с текстами разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения, знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии ;интеграцию полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности типы контрольных заданий в УМК ориентированы на типы заданий ГИА и ЕГЭ; Избыточные упражнения в учебниках позволяют учесть разные способности учеников, обеспечить равные образовательные возможности и поддержать способных учеников
Cлайд 18
Условия формирования УУД Учебное сотрудничество •Совместная деятельность ••Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества •Дискуссия (устная и письменная) •Рефлексия •Педагогическое общение Реализация требований ФГОС Формирование основ умения учиться Реализация деятельностного подхода; Развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности.Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения