Язык народной приметы «Народ выражает себя в языке своём». ( И. Срезневский) Исследовательский проект
Cлайд 2
Цель: Исследовать функции и язык народных примет, раскрыть его глубину и поэтичность. Задача: Показать, какие перспективы открывает разноаспектное изучение народных примет- интереснейшей микроформы, посягающей на знание будущего и приучающей нас внимательнее относиться к настоящему.
Cлайд 3
Основополагающие вопросы Что же такое народная примета? В чём секрет, тайна, загадка её живучести? Каковы функции и особенности её языка?
Cлайд 4
Приметы в художественной литературе Народная примета — это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой, отточенной форме. Художественная литература, художественные тексты бережно хранят народные приметы, благодарно используют этот интересный микрожанр.
Cлайд 5
Приметы в художественной литературе Вдруг мелкие камни с шумом покатились нам под ноги. Что это? Грушницкий спотыкнулся. — Берегитесь! — закричал я ему: — Не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря! (Лермонтов);
Cлайд 6
Приметы в художественной литературе Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки... была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. (Тургенев);
Cлайд 7
Функции примет Первой и главной функцией, отличающей примету от поговорки, загадки, является прогнозирующая функция. Сух январь — крестьянин богат. Увидеть паука — к письму. Просыпать соль — к ссоре.
Cлайд 8
Функции примет Второй функцией народной приметы следует считать ее регуляторную функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы. Они говорили крестьянину, когда сеять, скажем, овес или ячмень (Евсей — овсы отсей; Ячмень сеют, пока цветет калина);
Cлайд 9
Функции примет Третьей функцией народных примет является воспитывающая функция. Особенно наглядно эта функция проявляется в бытовых приметах: Если куда-то идешь, будь бодрым, собранным (возвратиться за забытой вещью — пути не будет). Если разбилась тарелка — не тужи (посуда бьется к счастью). Но далеко не каждая примета имела мажорный конец: Разбить зеркало — к несчастью. Забыть венок при похоронах — будет еще покойник. Встретить человека с пустым ведром — к неудаче.
Cлайд 10
Язык примет Особенности языка приметы. К лингвистическим признакам, во-первых, можно отнести рифму. Ср.: Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку; Пришел бы на Егория мороз, а то будет просо и овес; Где ольха — там сена вороха. Во-вторых, ещё одним признаком примет является и фоносимволизм. Ср.: Кто в мае женится — тот будет век маяться; На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых; На Тихона солнце идет тише.
Cлайд 11
Язык примет Напрашивается еще одно сравнение: примет и пословиц. Некоторые пословицы звучат как приметы: Вспыльчивый нрав не бывает лукав; Обратная дорога всегда короче; К чему душа лежит, к тому и руки приложатся; Не хвали сусло, а хвали пиво; не хвали озимей, а хвали жниво.
Cлайд 12
Завтрашний день будет ясным, если: Ночью обильно выпадает роса или иней.
Cлайд 13
Завтрашний день будет ясным, если: Утро безоблачное, с восходом солнца появляются небольшие кучевые облачка, которые после обеда тают.
Cлайд 14
Завтрашний день будет ясным, если: Облака еле плывут в том же направлении, что и ветерок над землей.
Cлайд 15
Завтрашний день будет ясным, если: Туман собирается у земли в низинах.
Cлайд 16
Завтра ждем ненастье, если: Солнце садится в тучу.
Cлайд 17
Завтра ждем ненастье, если: Багровый закат к сильному ветру.
Cлайд 18
Завтра ждем ненастье, если: Ласточки летают низко над землей.
Cлайд 19
Завтра ждем ненастье, если: Дым стелется по земле.
Вывод Да, не все приметы сбываются. Многие приметы не более чем привычки, микро традиции, микро ритуал. «Так не будем же смеяться над народными приметами»,— повторим и мы вслед за Конрадом Лоренцем, поскольку это столь же существенная часть национальной культуры, как и другие ее части.