Урок – игра: Простые и сложные предложения Подготовила Володенкова В.В. учитель русского языка и литературы, Под руководством завкафедрой русского языка и литературы Митрофановой Л. С.
Cлайд 2
Цель урока Отработать и углубить материал по теме «Простые и сложные предложения». Урок поможет нам свободнее ориентироваться в теме.
Cлайд 3
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Cлайд 4
Задание 1 «Синтаксический счёт» Определите количество грамматических основ в предложении на слух.
Cлайд 5
Проверь себя Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит, Вот в Сочельник в самый, в ночь, Бог даёт царице дочь. (3)
Cлайд 6
Проверь себя Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля.(4)
Cлайд 7
Проверь себя Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело., С ним одним она была добродушна, весела.(4)
Cлайд 8
Проверь себя И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала, Тужит бедный царь по ней.(3)
Cлайд 9
Проверь себя Долго царь был неутешен, Но как быть, и он был грешен; Год прошёл как сон пустой, Царь женился на другой.(5)
Cлайд 10
Проверь себя Постой,- Отвечает ветер буйный,- Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный.(5)
Cлайд 11
Задание 2 «Синтаксические карлики» Что это такое? Это коротенькие предложения, состоящие из 2-3 слов. Многие школьники не замечают «карлика» в составе сложного предложения и не выделяют его запятыми. Поучимся находить такие карлики.
Cлайд 12
Известно, что участники первых лунных экспедиций подвергались по возвращении из космоса многодневному карантину, чтобы не занести на Землю «лунные микробы». Умение ориентироваться по слуху подсказывает китам, куда плыть. Никто в детстве не знает точно, кем он будет, когда вырастет.
Cлайд 13
Проверь себя Ветер ветер ты могуч Ты гоняешь стаи туч Ты волнуешь сине море Всюду веешь на просторе.
Cлайд 14
Проверь себя За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет Нет как нет Он горько плачет.
Cлайд 15
Проверь себя Коли лгу пусть бог велит Не сойти живой мне с места.
Cлайд 16
Проверь себя Но скажи как можно ей Быть во всем меня милей?
Cлайд 17
Проверь себя Ты конечно спору нет Ты царица всех милее Всех румяней и белее.
Cлайд 18
Проверь себя Ясный месяц продолжал Погоди о ней быть может ветер знает.
Cлайд 19
Задание 3 «Граница и пограничники» Найти границу между предложениями помогают слова - ориентиры. Мы называем их «пограничниками». Пограничники могут показать нам, где ставить запятую, даже если перед нами не целое предложение, а его часть.
Cлайд 20
Проверь себя …образовался мел которым мы….. …сосуд крышка которого… …всё это слёживалось и масса… …рассказали много из того что знают учёные… …река по обе стороны которой росли…. …морское дно поднялось и слои мела…
Cлайд 21
Задание 4 «Опасные союзы» К встрече с опасными союзами при письме нужно относиться как к сигналу: «Осторожно! Разберитесь в предложении!» Самый опасный из них И.
Cлайд 22
Задание Задание командам: 1. найти 10 предложений с союзом и, где и связывает простые предложения в составе сложного, 2. Найдите 10 предложений, где и соединяет однородные члены.
Cлайд 23
Задание 5 «Придумай предложение» На этом этапе игры вам предстоит составить сложное предложение по данному началу. Условие – каждое последующее предложение в составе сложного должно начинаться с одного из предложенных союзов, использованные предшественником союзы не повторять. Все предложения в составе сложного должны быть связаны по смыслу.
Cлайд 24
Задание Что, чтобы, потому что, где, когда, если, как, так как, какой, который, тогда. С невестою своей обвенчался Елисей… Вдруг сердито под крыльцом пёс залаял…
Cлайд 25
Домашнее задание. Возьмите распечатанный отрывок из сказки Пушкина, Пронумеруйте все предложения, Определите простые и сложные, Посчитайте количество простых и сложных предложений.
Cлайд 26
Выразите свое отношение к тому, что мы делали сегодня на уроке, продолжив предложения: Сегодня мне было интересно узнать…. Я никогда раньше не задумывался над тем…. На следующих уроках мне пригодится…. На уроке у меня возникла проблема….
Cлайд 27
Проверь себя образовался мел, которым мы….. Сосуд, крышка которого… всё это слёживалось, и масса… рассказали много из того, что знают учёные… Река, по обе стороны которой росли…. морское дно поднялось, и слои мела…
Cлайд 28
Проверь себя Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.
Cлайд 29
Проверь себя За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет, Нет как нет, Он горько плачет.
Cлайд 30
Проверь себя Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места.
Cлайд 31
Проверь себя Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей?
Cлайд 32
Проверь себя Ты, конечно, спору нет: Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее".
Cлайд 33
Проверь себя Ясный месяц продолжал: «Погоди; о ней быть может ветер знает.»