Шестакова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ средняя школа № 1 г. Данилов Ярославской области 2008 год Понятие об односоставных предложениях.
Cлайд 2
Здравствуйте, ребята! Вы - прекрасные ученики! У нас с вами всё получится!
Cлайд 3
«Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает.» Альберт Эйнштейн
Cлайд 4
На опушк… обн…жё…..ой рощ… отыск…ваю большую кучу сухих осенних листьев наб…ваю ими полный мешок и отпр…вляюсь (на)зад домой. Иду (не)торопясь любуюсь хорошей погодой вспом…наю забавные охотнич…и случаи. Разминка Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы (обозначая орфограммы) и недостающие знаки препинания Найдите в каждом предложении грамматическую основу
Cлайд 5
На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Проверьте правильность Чем отличаются эти два предложения с точки зрения состава грамматической основы? «5» - 0 – 0/1 ошибок; «4»- 1/1, 1/2, 2/2, 0/3 ошибки; «3» - 3/1, 3/2 ошибки; «2» - 3/3 и больше ошибок
Cлайд 6
Цель урока Научиться различать односоставные и двусоставные предложения Научиться находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям Выяснить, какова роль односоставных предложений в текстах разных стилей речи
Cлайд 7
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМ Два состава: подлежащее и сказуемое Один состав: подлежащее Один состав: сказуемое Двусоставное предложение Односоставное с главным членом- подлежащим Односоставное с главным членом – сказуемым Я отыскиваю, набиваю и отправляюсь. Иду, любуюсь Односоставные предложения
Cлайд 8
Основные группы односоставных предложений Назывное С главным членом - подлежащим С главным членом - сказуемым Определённо-личное Неопределённо-личное Обобщённо-личное Безличное
Cлайд 9
Прошло сто лет. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. И начал он сердито лапой рыть песок. Тихая, звёздная ночь. Люблю я приют ваш печальный. Люблю безмолвие полуношной природы.
Cлайд 10
Ключ 1 вариант: Прошло сто лет. И начал он сердито лапой рыть песок. Люблю я приют ваш печальный. 2 вариант: Дни поздней осени бранят обыкновенно. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. Тихая, звёздная ночь. Люблю безмолвие полуношной природы. Оцените свою работу по шкале оценок и поставьте оценку в оценочный лист «5» - все предложения записаны правильно; «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки Если ошибок больше, то придётся выполнить новое задание
Cлайд 11
Уже было поздно и темно. На небе гаснут облака. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. От добра добра не ищут. Многое, ребята, зависит от вас. Наступает длинный зимний вечер.
Cлайд 12
1 вариант: На небе гаснут облака. Многое, ребята, зависит от вас. Наступает длинный зимний вечер. 2 вариант: Уже было поздно и темно. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. От добра добра не ищут.
Cлайд 13
Односоставные предложения в тексте Односоставные предложения используются в текстах разных стилей. Автор использует их, чтобы придать яркость, динамичность повествованию. С их помощью усиливается внимание к действию или предметам и явлениям. Односоставные предложения помогают избегать повторов.
Cлайд 14
Итоги урока Вам предлагается закончить фразы: Я научилась (-ся)… Я запомнила (-ил)… Я рада (рад)… Мне хочется сказать… Теперь я знаю …
Cлайд 15
Задание на дом «Русский язык. Теория 5-9 класс» параграф 180 Выписать 5 примеров односоставных предложений из повести Пушкина «Капитанская дочка» или из учебника геометрии
Cлайд 16
Ребята! Вы замечательно работали! У нас с вами всё получилось! Спасибо за урок!