Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи Русский язык 6 класс Программа М.М. Разумовской Таллин, 2006
Cлайд 2
Цель: 1. Показать возможности деепричастия как средства выразительности в художественных текстах. 2. Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста. 3. Подготовить к экзамену. Таллин, 2006
Cлайд 3
2. Работа с поэтическим текстом Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные на первый взгляд детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию. Сейчас мы познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор Таллин, 2006
Cлайд 4
Кипя Шипя Ворча Журча Крутясь Струясь Сливаясь Вздуваясь Вздымаясь Мелькая шурша Резвясь и спеша Скользя обнимаясь Делясь и встречаясь Ласкаясь бунтуя летя Играя дробясь шелестя Сплетаясь звеня клокоча Блистая взлетая шатаясь Взвиваясь вертясь грохоча Морщинясь волнуясь катаясь Бросая меняясь воркуя шумя Взметаясь и пенясь ликуя гремя Дрожа разливаясь смеясь и болтая Катаясь извиваясь стремясь вырастая Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! Таллин, 2006
Cлайд 5
Задание № 1 Сколько предложений в этом поэтическом тексте? Почему мы называем это предложение текстом? С какой целью используются в тексте деепричастия? Задание № 2 Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий. Таллин, 2006
Cлайд 6
3. Работа с текстом по картине И. Айвазовского «Ниагарский водопад» Поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада при помощи деепричастий. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление произвел водопад на Ивана Константиновича Айвазовского Таллин, 2006
Cлайд 7
Таллин, 2006
Cлайд 8
Задание № 1 Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом стихотворения Р.Саути. Таллин, 2006
Cлайд 9
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные пото- ки воды, … , устремляются вниз с ог- ромной высоты. Они, … , неостано- вимо бегут наперегонки, … Вот они, … , переливаются под лучами солнца, а вот, … , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, … , веками удивляет человека? Таллин, 2006
Cлайд 10
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека? Таллин, 2006
Cлайд 11
Таллин, 2006
Cлайд 12
Задание № 1 Перестройте и запишите предложение в соответствии со схемой. Волны играют друг с другом, взлетают, спорят с ветром. 1. Волны, (деепричастие) и (деепричастие), (сказуемое). 2. Волны (сказуемое) и , (деепричастие), (сказуемое) . 3. Волны (сказуемое) , (деепричастие) , и (сказуемое). Таллин, 2006
Cлайд 13
Волны, играя друг с другом и взлетая, спорят с ветром. 2. Волны играют друг с другом и, взлетая, спорят с ветром. 3. Волны играют друг с другом, взлетая, и спорят с ветром. Таллин, 2006
Cлайд 14
Задание № 2 Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты 1. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах. 2. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах. 3. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о проблемах. 4. Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах. Таллин, 2006
Cлайд 15
1. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах. 2. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью, и заставляет забыть о проблемах. 3. Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью. и очаровывает, заставляя забыть о проблемах. 4. Величие природы покоряет и, увлекая непредсказуемостью, заставляет забыть о проблемах. Таллин, 2006
Cлайд 16
Задание № 3 Расставьте знаки препинания 1. Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль. 2. Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль. 3. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своём пути устремляется вдаль. 4. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль. Таллин, 2006
Cлайд 17
1. Неукротимая стихия бушует и, сокрушая все на своём пути, устремляется вдаль. 2. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушая все на своём пути, устремляется вдаль. 3. Неукротимая стихия бушует, отчаянно клокоча и сокрушая все на своём пути, устремляется вдаль. 4. Неукротимая стихия бушует, отчаянно клокоча, и устремляется вдаль. Таллин, 2006
Cлайд 18
6. Поэтическая минутка Человек , любуясь природой, восхищается её великолепием и ощущает себя частичкой мира. Владимир Соловьев , поэт серебряного века, посвятил стихии водопада следующие строки. Таллин, 2006
Cлайд 19
Шум далекий водопада Раздается через лес, Веет тихая отрада Из-за сумрачных небес Только белый свод воздушный, Только белый сон земли... Сердце смолкнуло послушно, Все тревоги отошли. Неподвижная отрада, Все слилось как бы во сне... Шум далекий водопада Раздается в тишине Таллин, 2006
Cлайд 20
7. Дидактический сундучок. Игра «Странные соответствия» Задание Замените одну букву, чтобы получилось деепричастие № 1 т е м н а я Таллин, 2006
Cлайд 21
№ 2 № 3 № 4 и д е я д о л я г и р я Таллин, 2006
Cлайд 22
№ 5 № 6 ф е я с о я Таллин, 2006
Cлайд 23
Ключ: темнея имея деля горя рея сея Таллин, 2006
Cлайд 24
6. Итог урока. Домашнее задание. Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Дома вам предстоит составить текст-описание картины И.К.Айвазовского «Девятый вал». Таллин, 2006
Cлайд 25
Если задание покажется вам трудным, вы можете использовать карточку-подсказку Таллин, 2006
Cлайд 26
«Карточка-подсказка» Глядя на картину Угрожая гибелью Сияя над бушующим морем Цепляясь за обломок мачты Не теряя надежды на спасение Ухватившись за падающего товарища Усиливая оптимистический характер Сверкая и переливаясь всеми цветами Переходя в фантастический колорит Символизируя искреннюю любовь к природе Таллин, 2006