Презентация по теме «Бессоюзное сложное предложение» Выполнила ученица 10 класса Комиссаренко Марина
Cлайд 2
Цель: Понимание смысловых отношений между частями в зависимости от интонации и на этой основе правильная постановка знаков препинания.
Cлайд 3
Бессоюзное сложное предложение – это такое предложение, в котором части соединены только смыслом и интонацией, а союзы и союзные слова не используются.
Cлайд 4
Запятая если смысловые отношения между частями: последовательность, перечисление, одновременность. , , Звезды высыпали на небе, месяц загнулся игривой дугой, мелкие облачка подсвечены таинственным светом.
Cлайд 5
Точка с запятой если части далеки по смыслу, содержат собственные знаки и значительно распространены Ремнем затянут ловкий стан; оправа сабли и кинжала блестит на солнце; за спиной ружье с насечкой вырезной. ( М.Лермонтов) ; ;
Cлайд 6
Тире если смысловые отношения между частями: противопоставление =а,но На дворе палил зной – в доме было прохладно. (И. Бунин) присоединение = и вдруг, и сразу Игнат спустил курок-ружье дало осечку.(А.Чехов) вывод, следствие = поэтому, вследствие Солнце дымное встает-будет день горячий. (А. Твардовский)
Cлайд 7
Тире условие = если Куст заденешь плечом- на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса.(И. Никитин) время = когда Пашню пашут - руками не машут. сравнение = как словно Молвит слово-соловей поет. (М.Лермонтов)
Cлайд 8
Двоеточие если смысловые отношения между частями: : причина = потому что, так как Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло (А.Пушкин) пояснение = а именно Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. ( А. Блок) предупреждение = и вижу, и слышу, как Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову: с лесных болот летели дикие утки. ( К. Паустовский)
Cлайд 9
Игра знаков препинания отражает развитие мысли в высказывании: Учащийся сначала постигает азы предмета многое принимает на веру ему еще не видны горизонты науки далее он движется вслепую нащупывая новые факты сопоставляя их пытаясь выстроить в систему впоследствии задается вопросами и ищет на них ответы полное знание не приходит никогда.
Cлайд 10
Проверочные тесты. « Тире в простом и сложном предложении» В каком предложении ставится тире? Степь как море. Сосна дерево долговечное. Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. Ничего не видно в тумане ни скал ни лесов.
Cлайд 11
Между частями какого сложного бессоюзного предложения нужно поставить тире? Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. Учитель сказал Прочитайте статью и составьте план. Жутко выйти на дорогу непонятная тревога под луной царит.
Cлайд 12
В каком предложении ставятся запятые? Стволы берез будто кружевные ворота очаровывали путника. Все сливалось в непроницаемый мрак и вода и берег и тучи. Я смотрела на небо над городом шло не меньше десяти самолетов. Привычка это паутина.
Cлайд 13
Между частями какого сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие? Поленово дивный уголок Средней России. Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России признавали Пушкина своим родоначальником. Поднесли спичку огонь запылал. Я верил он вернется.
Cлайд 14
Как объяснить постановку двоеточия в предложении: Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта, оно защищает наши квартиры от холода и становится тканью. 1.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2.Вторая часть бессоюзного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в 1 части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во 2 части. 4.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чем говорится во 2 части.
Cлайд 15
Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении: Клёст соскочил с жердочки, взмахнул клювом ( ) семечко разлетелось на две половинки. 1.двоеточие, т.к. вторая часть сложного предложения имеет значение причины. 2.двоеточие, т.к. во 2 части сложного предложении конкретизируется значение 1 части. 3. тире, т.к. во 2 части сложного предложения говорится о действие, происшедшем вследствие действия, описанного в 1 части. 4. тире, т.к. в 1 части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во2 части.
Cлайд 16
Ответы: А1- 2 А2- 1 А3- 1 А4-4 А5- 2 А6-3
Cлайд 17
Расставьте и объясните знаки препинания. Заполните таблица номерами предложений. 1.И вопреки бичам идеологий колеса вязнут в старой колее неверы очищают православье гонением и вскрытием мощей.2.Зкато в нас есть бродило духа совесть и наш великий покаянный дар оплавивший Толстых и Достоевских и Иоанна Грозного.3. Он зодчий и его ваяло смерть а глина вихри собственного духа.4. Лишь два пути раскрыты для существ застигнутых в капканы равновесья путь мятежа и путь приспособленья. 5. Не дрожит от бронзового гуда древний Кремль и не цветут цветы в мире нет слепительнее чуда откровенья вечной Красоты.6. Пойми простой урок моей земли ветшают дни проходит человек но небо и земля извечно те же. 7. Очнулся я душа моя разъялась.8. Стиху разбег а мысли меру дали. 9.В эту ночь я буду лампадой в нежных твоих руках…Не разбей не дыши не падай на каменных ступенях неси меня осторожней сквозь мрак твоего дворца станут биться тревожней глуше наши сердца. 10. И ты и я мы все имели честь «мир посетить в минуты роковые». 11 От лесов пустынь и побережий все к Тебе за Русь молиться шли стража богатырских порубежий цепкие сбиратели земли. 12. Взглянула и скованы смертною болью глаза её больше смотреть не могли.13. Секунда минута и вот приходит вторая бесстрастная как совесть мрачна как воздушный налет.
Cлайд 18
Тире Двоеточие В простом пред. В бессоюзном сложном пред. В сложносоч. пред. В простом пред. В бессоюз.сложном предл. 10,11 1,9 3,8,12,13 4, 2,5,6,7,
Cлайд 19
Тренировочные задания . « Тире в простом и сложном предложении» В каком предложение ставится тире? Степь как море. Сосна дерево долговечное. Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. Ничего не видно в тумане ни скал ни лесов.
Cлайд 20
Между частями какого сложного бессоюзного предложения нужно поставить тире? Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. Учитель сказал Прочитайте статью и составьте план. Жутко выйти на дорогу непонятная тревога под луной царит. (следствие) (пояснение) (прямая речь) (пояснение)
Cлайд 21
В каком предложении ставится запятая? Стволы берез будто кружевные ворота. Все сливалось в непроницаемый мрак и вода и берег и тучи. Я смотрела на небо над городом шло не меньше десяти самолетов. Привычка это паутина.
Cлайд 22
Между частями какого сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие? Поленово дивный уголок Средней России. Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России признавали Пушкина своим родоначальником. Поднесли спичку огонь запылал. Я верил он вернется.
Cлайд 23
«Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении» В каком предложении ставится двоеточие? Он шутил я злобствовал. Контора начальника помещалась на набережной, очень недалеко, не стоило брать автомобиль. А распустит волосы золото рассыпается по плечам. К экзаменам я готовился сам помогать было некому .
Cлайд 24
Как объяснить постановку двоеточия в предложении: Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта, оно защищает наши квартиры от холода и становится тканью. 1.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2.Вторая часть бессоюзного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в 1 части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во 2 части. 4.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чем говорится во 2 части.
Cлайд 25
Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении: Клёст соскочил с жердочки, взмахнул клювом ( ) семечко разлетелось на две половинки. 1.двоеточие, т.к. вторая часть сложного предложения имеет значение причины. 2.двоеточие, т.к. во 2 части сложного предложении конкретизируется значение 1 части. 3. тире, т.к. во 2 части сложного предложения говорится о действие, происшедшем вследствие действия, описанного в 1 части. 4. тире, т.к. в 1 части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во2 части.